Facebook прощупывает почву в Китае

0
239
views


Фейсбук и его приложения годами блокируются в КНР. Соцсеть как таковая была запрещена в 2009, Instagram — три года назад, а мессенджер WhatsApp был частично заблокирован совсем недавно. Фейсбуком и сопутствующими программами пользуются больше двух миллиардов людей, но перед менеджментом компании в любом случае стоит вопрос дальнейшего роста.

Чтобы обойти запреты китайских властей, компания Цукерберга решила выпустить новое приложение, которое официально не будет иметь ничего общего с Фейсбук.

Положение западных компаний в Китае

Прежние попытки социальной сети выйти на китайский рынок окончились провалом. Не помогли ни личные встречи Марка с политической верхушкой, ни изучение китайского (Цукерберг даже держал речь на публике, говоря по-китайски). Серии визитов главы Facebook в Поднебесную, видео с его речью на китайском и с пробежкой по Пекину сделали Марка знаменитостью среди пользователей интернета, но не приблизили его к желанной цели.

Facebook не одинок в своем желании проникнуть на территорию КНР. Многие мировые компании уже отчаялись это сделать и пришли к выводу, что действовать в Китае теми же способами, как везде, не получится.

Китайская цензура блокирует многие новостные сайты и препятствует выходу приложений, вследствие чего такие мировые гиганты как Facebook и Google остаются на обочине китайского рынка. А этот рынок — лакомый кусочек: больше 700 миллионов интернет-пользователей ежегодно совершают покупки на сумму в $750 миллиардов. При этом услуги им предоставляют исключительно местные компании, стиль работы которых кажется экзотическим представителям Кремниевой долины.

Ухудшает положение западных компаний закон о кибербезопасности, принятый в Китае в этом году. Он во многом схож с аналогичным законодательством РФ: данные пользователей должны храниться на территории Китая и могут проверяться государственными органами, а регистрация в мессенджерах возможна только с использованием настоящих имен. Все это обосновывается необходимостью усиления кибербезопасности и борьбой с терроризмом.

«Троянский конь» Фейсбука

Если верить изданию The New York Times, источник которого пожелал остаться неназванным, Facebook одобрил выход нового приложения для обмена изображениями. Называться оно будет Colorful Balloons («Яркие шарики»). Приложение по функциональности и оформлению очень напоминает другой продукт Фейсбука, Moments.

Для выпуска Colorful Ballons была задействована местная фирма, в бэкграунде которой нет и намека на связи с Кремниевой долиной. Само приложение позиционируется как совершенно независимое, никоим образом не связанное с Фейсбук.

«Яркие шарики» дадут западной компании возможность понять, как китайские пользователи делятся друг с другом картинками и взаимодействуют со своими любимыми социальными платформами.

Во всем остальном мире пользователи Moments app связываются друг с другом через Фейсбук. Китайские «Яркие шарики» действуют через самую большую социальную сеть китая — WeChat.

Приложение, созданное чтобы просматривать и делиться фотографиями из фотоальбомов на смартфоне, в Китае работает путем использования QR-кода (популярный метод для различных китайских приложений, а также WeChat).

Любопытно, что Facebook предпринял шаги против слишком широкого распространения приложения. Когда пользователи делятся картинками, внизу высвечивается ссылка на название приложения, однако скачать его по ссылке нельзя. Пользователь должен зайти в магазин приложений и скачать его там.

Последствия для Facebook

Распространением Colorful Ballons в Китае занимается Youge Internet Technology, компания, зарегистрированная в восточном Пекине.

Исполнительный директор компании, Чжан Цзинмей, была замечена на фотографии со встречи представителей Facebook и Шанхайской администрации. Ее присутствие на переговорах такого уровня может указывать на то, что она является советником или сотрудником Facebook. Впрочем, представители соцсети отказываются отвечать на вопросы об этом, а сама Чжан Цзинмей не отвечает на звонки.

Неясно, были ли китайские чиновники, занимающиеся регулированием IT-рынка, осведомлены о существовании этого приложения (по крайней мере, до выхода статьи в The New York Times). Возможно, такое поведение Facebook осложнит отношения этой компании с Китаем. «Это не просто бизнес, это политика», — сказал Тенг Бингшенг, профессор стратегического менеджмента из Cheung Kong Graduate School of Business.

Но даже если китайская цензура заметит и не одобрит это приложение, им будет непросто доказать его связь с Фейсбуком. К тому же, опасаться ухудшения отношений можно лишь в том случае, если было реальное улучшение, а если нет, то Фейсбуку, в принципе, нечего терять.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here