«Задумайтесь на минутку, когда в последний раз вы сделали на работе нечто, что было бы не стыдно показать маме? Чем вы могли бы похвастаться друзьям за кружкой пива в баре?» — спрашивает DEV.BY. Белорусский iOS-разработчик Андрей Малыгин рассуждает о том, что убивает вдохновение и креативность в ИТ-специалистах — и причём здесь scrum.
Многие люди крайне болезненно реагируют на вопрос про профессиональные достижения и их можно понять. Большинство белорусских ИT-компаний не предлагает ничего кроме проектов, от одного описания которых клонит в сон. Как следствие, в качестве снотворного можно использовать и резюме специалистов, которых эти компании порождают.
По итогу проигрывают и те, и другие. Компаниям крайне тяжело найти мотивированных специалистов, построить сплочённую команду и развить креативность. Специалисты впадают в апатию, хотят уволиться, переехать или переквалифицироваться в управдомы.
Давайте подумаем, почему так происходит и что с этим делать.
Я предполагаю, что эти проблемы будут волновать немногих. Текущий порядок вещей прекрасно подходит для того, чем занимается большинство белорусских ИТ-компаний, а именно: выжигать часы и выставлять за это счета клиентам. Именно поэтому у нас так распространён scrum, ведь он буквально создан для таких целей. Процесс абсолютно прозрачен: заказчик является неотъемлемой частью команды и видит, что происходит. Демо в конце каждого спринта, еженедельные отчёты менеджеров по проекту призваны показать, в каком состоянии находится продукт. Также scrum снимает львиную долю ответственности: все изменения, неизбежно вносимые заказчиком, оправдывают сдвиг сроков сдачи. А значит, больше часов, которые можно выставить в чеке. Зачем что-то менять, если это работает?
Вот к чему я клоню: вся эта ситуация приводит к последовательному искоренению вовлечённости в создание продукта и креативности. Что порождает вечных мидлов.
Итак, что обе стороны могут с этим сделать?
Мотивация
Вопрос мотивации сотрудников — один из самых важных для любого руководителя. Мотивировать человека продуктивно работать, при этом поддерживать в нём уровень интереса и счастья, задача не из лёгких. Самое простое решение, приходящее в голову: дать больше денег. Это, как выяснилось, не оказывает долгосрочного положительного эффекта.
Безусловно, адекватная оплата труда — неотъемлемая часть мотивированности человека, однако не единственная. В свой книге «Драйв: удивительная правда о том, что нас мотивирует» Дэниел Пинк приводит аргументы в пользу того, что любая работа, требующая хотя бы минимальной заинтересованности, не может полностью мотивироваться внешней выгодой. В этом случае, для мотивации необходимы и внутренние причины, а именно:
- Независимость. Люди хотят думать за себя и принимать собственные решения без оглядки на босса или менеджера. Если дать им возможность самостоятельно подумать и решить задачу, а не указывать, как её сделать, то они будут более продуктивны.
- Мастерство. Людям необходимо время от времени сталкиваться с действительно сложными задачами, чтобы проявить максимум своих способностей. Именно так они становятся экспертами в своей области. Если задача предполагает такую возможность — человек будет более заинтересован.
- Цель. Люди хотя делать важные вещи, а не бессмысленную мелкую ерунду. Если они знают, что это действительно важно и окажет заметное влияние, человек будет более сосредоточенным и вовлечённым.
А что же происходит у нас? Человек всё время сконцентрирован на закрытии как можно большего числа задач в самые короткие строки, чтобы на бумаге это выглядело хорошо для клиента. Постоянная погоня за кратковременной выгодой лишает возможности видеть чёткую цель и картину в целом.
Короткие сроки (из-за заниженных оценок, чтобы получить проект) вынуждают полностью отказаться от риска на этапе планирования. Поэтому сотрудники не могут себя проявить. Независимость тоже работает только на словах. Обычно всё это сводится к минимальному влиянию на происходящее. Все, кто когда-либо пробовал протащить в спринт минимальный рефакторинг или экспериментальный новый подход, прекрасно меня поймут.
Вы не задумывались, почему большинство резюме выглядит совершенно одинаково: длинный список проектов, где роль самого человека весьма расплывчата? Но ведь на собеседовании как раз спрашивают: а что сделал именно ты. И оказывается, что ответ «работал в команде и закрывал таски согласно плану» не подходит.
Креативность
Креативность считается чуть ли не божественным даром. И на рабочем месте она может неплохо пригодиться. Неожиданное решение может сэкономить время разработки, создать привлекательный дизайн или придумать стратегию продвижения.
Многие люди уверены в том, что невозможно приобрести талант создания новых идей и свежих решений. Однако это не так. В свой книге «Техника генерации идей» Джеймс Янг предлагает 5-ступенчатый процесс обретения навыка креативности.
Во-первых, по мнению Янга, новая идея есть комбинацией старых идей, ни больше ни меньше. Во-вторых, основополагающий принцип на пути к новым открытиям — умение видеть скрытые или неочевидные взаимосвязи между элементами. Сам процесс выглядит следующим образом:
- Собрать сырой материал
- Обработка материала
- Подсознательная обработка
- Момент озарения
- И, наконец, пятый шаг. Соотнесение идеи с реальностью
На бумаге алгоритм выработки новых идей выглядит линейно. Но реальность такова, что креативить на заказ невозможно, возможно только подвести себя к этому состоянию. Как замечает Янг, «креативность работает лучше всего, когда она не нацелена на немедленный результат, а сама является результатом».
А теперь спустимся с небес на землю: чаще всего задача приходит в разработку уже полностью согласованной, описанной, оцененной и запланированной. Всё как в армии: за тебя уже подумали. Получается, что приходится выбирать самый безопасный, проверенный временем вариант. Нет времени на разработку новой концепции через эксперимент (который может провалиться), измерение и верификацию. А с учётом политики ежедневных отчётов, постоянных девелоперских репортов и прочего убиваются даже малейшие попытки попробовать что-то новенькое. Это как постоянное стояние над душой.
Все эти факторы по итогу приводят к тому, что появляется целое поколение разработчиков, дизайнеров, тестировщиков, которые навсегда застряли в безопасном мелководье.
Многие даже не знают, что может быть по-другому. Вырастить по-настоящему сильных специалистов не получится, если не ставить им больших задач и не позволять брать риски.
Что с этим делать?
Не все работают на SpaceX и трудятся над запуском очередного ракетоносителя с необычным грузом на борту. Большинство из нас работает над повседневными проблемами и идёт проторенными тропами. Если такое положение вещей вас устраивает или вы относитесь к работе только как к инструменту зарабатывания денег, то, скорее всего, причин для паники нет. Правда, есть риск, что со временем найти другую работу будет всё тяжелее, а повышать зарплату будут всё неохотнее. Поэтому в долгосрочной перспективе всё же придётся начинать шевелиться и развиваться.
На мой взгляд, самое полезное, что может сделать человек, застрявший на скучной работе, это начать заниматься своим делом.
Соберитесь вместе с друзьями или коллегами, придумайте что-то действительно сложное и начните осуществлять. Пусть это будет медленно. Пусть вы набьёте много шишек. Пусть иногда будет страшно. Но это даст вам бесценный опыт и поможет завести новые знакомства. Работа над своим проектом поможет не только приобрести новые навыки, что полезно для карьеры, но и поднимет уровень мотивации к жизни в целом. Скорее всего, вы не заработаете свой миллион долларов и Цукерберг вам не позвонит, но не совершая таких попыток, вы лишаете себя всех возможностей полностью. Найдите что-то интересное в open source. Может быть, ваше любимое приложение или сайт выложены в открытый доступ. Просто изучая работы профессионалов в своей области, вы получите множество новых идей.
Со стороны компаний стоит не на словах, а на деле начать заботится о развитии способностей своих сотрудников.
Стоит начать нанимать людей в команду, а не на проект. Политика «незаменимых нет» не только унизительна, но и отталкивает новых кандидатов. Даже маленькие компании могут выделять время и скромные бюджеты на проведение хакатонов, конференций и просто изучение чего-то нового в рабочее время. Не говоря уже о крупных корпорациях, которые могут спонсировать успешных ребят.
Поверьте, это не пустая трата времени и драгоценных денег клиентов. Вы получаете лояльных специалистов более высокого уровня, а во время хакатона может родиться идея нового продукта в рамках компании. Автоматизировав большинство процессов, вы избавите людей от рутины и сэкономите время. Возможно, часть кода из внутренних библиотек можно выложить в open source, что поможет имиджу и компании, и разработчиков.
[customscript]techrocks_custom_after_post_html[/customscript]
[customscript]techrocks_custom_script[/customscript]