На сайте inc.com вышла статья Кэти Кристоф, посвященная передаче бизнеса преемнику. В качестве примера автор привела историю Конрада Хаффмана.
Конрад и его жена Хелен были совладельцами фирмы «Vege-Kurl», занимавшейся производством косметических средств в Глендейле (Калифорния, США). Поскольку у них был сын, Эрик, передача бизнеса наследнику была закономерным шагом. Эрика целенаправленно готовили к тому, что когда-нибудь он возглавит компанию своих родителей. Поэтому к моменту, когда Конрад решил уйти на покой, его сын уже успел поработать в каждом подразделении компании и к концу 1990-х был готов принять на себя обязанности отца.
Конрад и Эрик договорились, что Эрик будет постепенно выкупать долу отца, а Конрад на этот период сохранит свою зарплату. Этот переходный период занял десять лет. Кроме того, в фирме появился новый партнер, в чьи обязанности входили учет, бухгалтерия и управление компанией в целом. Это позволило Эрику сосредоточиться на продажах и маркетинге.
Такой подход к передаче фирмы сработал. Двадцать лет спустя Эрик и его партнер уже сами обдумывают свой уход на пенсию и передачу компании преемникам. Они ответственно подходят к этому вопросу, ведь от их решений зависит благосостояние людей, которые на них работают. Поскольку до запланированного ухода на покой у них есть еще 3-4 года, у бизнесменов есть время на подготовку.
Вопрос перехода управления бизнесом в другие руки довольно сложный. Нужно найти человека, который не только справится с ведением дел, но и сможет выкупить вашу долю в компании. И чем позже вы этим займетесь, тем сложнее будет выстраивать продажи, управляться с налогами и готовить сотрудников (да и себя) к грядущим переменам. Поэтому будет разумно начать процесс заранее.
Десять лет до ухода: воспитываем преемника
Хоффманы поняли, что чем сложнее сам бизнес, тем больше времени займет планирование, особенно, если хотите, чтобы все прошло идеально. Если у вас нет подходящего родственника, которого готовили к роли наследника, нужно обратить внимание на своих сотрудников. Возможно, кто-то из них, при должной подготовке, сможет справиться с руководящей ролью, когда придет время. Система повышений внутри компании укрепляет лояльность служащих и помогает выявить потенциального преемника за несколько лет до вашего ухода. Кандидат также получает возможность подготовиться к последующему выкупу вашей доли.
Пять лет до ухода: встречи со специалистами по деньгам
Чтобы узнать больше о возможностях продажи доли в компании, последние 3-4 года Эрик Хоффман провел в консультациях с бухгалтерами, юристами и прочими советниками. Чтобы компания могла рассматриваться как удачное приобретение, она должна показывать рост и иметь заключение финансовых аудиторов за несколько лет.
Этот процесс, по словам Криса Снидера (исполнительный директор «Lakewood», организации, занимающейся планированием уходов), называется «методологией повышения стоимости». На этой стадии планирования вашего ухода Снидер советует «для галочки» появляться на вашем предприятии каждый квартал, чтобы определять личные, финансовые и бизнес-цели, которые нужно достигнуть за следующие три месяца.
Год до ухода: начинайте рассказывать
Когда вы определились с покупателем и/или преемником, важно поделиться своими планами с родственниками и сотрудниками, а также с основными клиентами. Никакие заинтересованные стороны не должны оставаться неосведомленными относительно ваших планов, поскольку это может привести к саботажу вашей сделки. Следите за тем, как воспринимают новость работники вашей фирмы: многие договоры предусматривают ситуации, когда фирма теряет много ключевых сотрудников за короткий период после продажи.
По словам Джона Берда, президента и совладельца «Albion Financial Group» (фирма в Солт-Лейк-Сити, занимающаяся инвестициями и планированием), если вы основательно подойдете к процессу, вы сможете выручить гораздо больше денег за свой бизнес. Так же, как и в других сферах, чем лучше вы планируете, тем выше шансы на успех.
[customscript]techrocks_custom_after_post_html[/customscript]
[customscript]techrocks_custom_script[/customscript]