Дедлайн для программиста: что делать?

Дедлайн для программиста

Коварный дедлайн – извечный спутник программиста. С ним рано или поздно сталкивается каждый. В принципе, в дедлайне нет ничего страшного. Это просто заранее установленный крайний срок сдачи выполненной работы. Но очень часто при слове «дедлайн» вспоминаются «горящие сроки», работа в жестком режиме, когда времени остается катастрофически мало, а объем работы предстоит еще выполнить весьма серьезный.

Иногда проект не удается завершить в указанный срок по вине заказчика. Это могут быть несвоевременно предоставленные исходники, дополнительные «хотелки», затягивание сроков утверждения промежуточных этапов работы и т.д. Но намного чаще причина сопутсвующих дедлайну проблем кроется в самих исполнителях. Здесь основные причины:

  • Неумение правильно планировать свое время;
  • Неправильная оценка сложности заказа;
  • Ошибки при делегировании и контроле работы команды.

По идее, с опытом подобные сложности должны исчезнуть или стать редким исключением из правил. На самом деле, просроченный дедлайн – частая история и у фрилансеров, и в IT-компаниях. С этим приходится смириться и научиться решать сопутствующие проблемы, по возможности, без потерь финансовых и репутационных.

Для чего нужен дедлайн

Если строгие сроки сдачи способны принести столько неприятностей как заказчику, так и самому исполнителю, то не проще ли от них вообще отказаться? Ответ – нет. Как ни странно, но дедлайн – это чуть ли не главная причина, по которой проекты вообще завершаются успехом.

Когда-то слово «dead-line» напрямую ассоциировалось исключительно с тюремным жаргоном: так называлась линия, пересекать которую заключенным запрещалось под страхом смерти. За нарушение границ «мертвой линии» тюремные охранники стреляли без предупреждения. Сегодня лексическое значение этого слова претерпело существенные изменения и ассоциируется у многих исключительно с работой. Но часть своего значения из прошлого оно все-таки сохранило: пересечь черту дедлайна – значит, оборвать жизнь проекта.  

«Работа всегда будет занимать все время, которое на нее выделили». (Закон Паркинсона)

Выполнение практически любой работы займет столько времени, сколько вы сами на нее отведете. И если выделить на определенные действия минимум времени, вы и сами удивитесь, как быстро справились с заданием. Именно поэтому в экстремальных условиях в кратчайшие сроки мы выдаем на-гора такой объем работы, который при обычных обстоятельствах выполняли бы несколько дней, а то и недель. Из закона Паркинсона хорошо виден главный рабочий постулат: нет сроков – нет и работы. В итоге то, что мы можем сделать за пару часов, растягивается на целый день и даже дольше.

Как побороть срывы дедлайнов

Как побороть регулярные срывы сроков

Как заставить работать дедлайн в свою пользу? Решения здесь не самые простые, но, если получится перебороть себя на старте проекта, создать правильное настроение для себя и команды, наличие дедлайна поможет изменить продуктивность и сдать проект вовремя, а, может, даже раньше срока.

Яркий старт

При разработке плана выполнения работ лучше всего продумать максимальную нагрузку на старте проекта, а период ближе к дедлайну, наоборот, разгрузить. В первую очередь нужно остановиться на выполнении самых сложных задач, поскольку они всегда требуют для решения больше времени, чем было запланировано изначально. Вариант яркого старта позволит создать временное окно, которое позволит решить в дальнейшем все незапланированные проблемы. В таком случае, даже если дедлайн будет «на носу», вы уже войдете в курс всех нюансов проекта, поэтому справитесь с работой в срок.

Дополнительный (сокращенный) дедлайн

Это срок завершения работы, который исполнитель должен установить себе сам и который должен наступить раньше реального дедлайна на несколько дней. Чтобы уложиться в дополнительный дедлайн, придется серьезно напрячь силу воли, ведь мозг то и дело будет напоминать, что настоящие сроки совсем другие. Попробуйте простимулировать себя какой-то наградой за выполнение собственного, дополнительного дедлайна. Впрочем, многим достаточно бывает понимания: «я смог, я справился».

Публичное заявление

Расскажите вслух в присутствии коллег, родных или друзей о том, когда вы 100% завершите работу над проектом. Вам будет просто стыдно не уложиться в сроки и подвергнуться возможным насмешкам, особенно, если причина нарушенного обещания – банальная лень. Ведь коллеги, как и родные (в случае работы дома) прекрасно видят, когда человек играется в игры или сидит в соцсетях, а когда – явно работает. Это также мощный стимул для активной и своевременной работы. Особенно он хорошо работает для самолюбивых людей, для которых репутация в глазах окружающих – важный фактор.

Регулярные напоминания о сроках дедлайна

Когда начинается работа над крупным проектом, а сроки весьма далеки, дедлайн становится отдаленным миражом, маячащим далеко-далеко вдали. Но со временем он становится все ближе, и мы начинаем более адекватно оценивать сроки выполнения. В планировщике задач или другой программе с автоматическими напоминаниями установите себе регулярные уведомления о приближении дедлайна. Например: «до окончания проекта осталось 3 недели», потом – «2 недели», потом – «неделя», «3 дня», «сутки».

Конечно, эти сообщения могут вызывать раздражение. Но лучше пусть напоминания вас раздражают, но стимулируют, чем потом столкнуться с проблемой сроков.

«Любая работа длится дольше, чем ожидалось вначале» (Закон Хофштадтера)

Забавный, но правдивый закон от одного весьма уважаемого профессора философии говорит нам о невозможности реалистичного планирования сроков выполнения работы и о пропущенном дедлайне, как о естественном результате. С одной стороны, на него можно списать постоянные нарушения сроков, по крайней мере, для самого себя. С другой стороны, попробуйте варианты решения проблемы, а вдруг и вы сумеете избежать проблемы дедлайна?

Дедлайн приближается

Что делать, если дедлайн вот-вот наступит

Если уж дедлайн на подходе, паниковать не стоит. Сохраняем спокойствие и пользуемся следующими советами.

Корректируем план

Как бы мало времени не оставалось, но оно все же есть. Поэтому корректируем план работы, вмещая его в имеющиеся сроки. Первоочередность выполнения – главные задачи, мелочь откладываем на самый конец. Если вы не успеете выполнить какие-то мелочи, но в основном продукт будет работать, заказчик согласится продлить срок для выполнения доработок. Но в случае, если вы все же не уложитесь и сумеете в качестве доказательства показать куски непонятного кода, вероятность отказа от сотрудничества крайне велика.

Оцениваем правильно силы

Даже у лучших разработчиков случаются форс-мажоры, из-за которых они могут не уложиться в дедлайн. Как только почувствовали и осознали, что выполнить работу в отпущенный срок никак не получается, сразу же оповестите об этом заказчика. И чем раньше это будет сделано, тем лучше. Возможно, он даже пойдет вам навстречу и продлит сроки сдачи проекта.

Во время разговора с заказчиком стоит отказаться от детских клише в стиле поломки компьютера и болезни ближайших родственников. Даже если такое случилось на самом деле, лучше использовать формулировку повесомее, например, просто сказать, что «возникли проблемы с программным обеспечением». Это звучит солидно, и практически никто не спрашивает подробности.

Классические причины срыва сроков:

  • Во время выполнения заказа от заказчика приходили дополнительные требования и пожелания. В этом случае проблем с дополнительными сроками обычно не возникает. Заказчик и сам понимает, что его «хотелки» требуют времени.
  • Исполнитель неверно оценил сложность работы и, как следствие, необходимые для ее выполнения сроки. Здесь нужно как можно раньше извиниться перед заказчиком и обговорить возможность продления сроков работы.
  • Несвоевременность получения данных от заказчика (дизайн, наполнение, другие виды данных, утверждение этапов работы и т.д.) Обоснование продления сроков при этом также не составит труда.
  • Коллеги (часть команды) не выполнили своевременно свою часть работы. Это хуже, ведь здесь вы отвечаете за проект и их работу. Выясните причины и попробуйте обосновать необходимость продлить срок заказчику. Обязательно покажите при этом промежуточный результат. Чем больше вы успели – тем лучше.
  • Болезни, семейные проблемы, прокрастинация. При серьезных проблемах оповестите заказчика о возможном срыве сроков, как только проблема возникла. Не ждите до последнего дня. Если виноваты вы сами, что ж. Учитесь планировать время, а пока – попробуйте уложиться в срок, даже «через не могу».

Оставляем панику

Все. Сроки уже «горят». Теперь выход из ситуации лишь один – максимальная продуктивность. Стресс в период приближающегося дедлайна многим идет на пользу, подстегивая и ускоряя работу. Но если стресс слишком сильный и переходит в панику, тогда от него нужно избавиться.

Создаем продуктивную обстановку

Теперь на счету каждая минута, а это значит – ничего не должно вас отвлекать. Уберите все раздражители, которые могут вас отвлечь от выполнения. Это главное условие комфортной и продуктивной работы в период дедлайна. Никаких телефонов, социальных сетей и прочих приложений, которые «съедят» ваше столь драгоценное время. Также постарайтесь пояснить близким суть проблемы, чтобы вас никто не отвлекал. Ваша цель – максимальная концентрация и снижение числа отвлекающих факторов.

Избегаем истощения

Плохой сон и питание – постоянные спутники работы в режиме дедлайна. И если первые несколько дней с усталостью еще можно будет бороться, то дальше она начнет отрицательно влиять на продуктивность.

  • Занятия спортом обогащает мозг кислородом, заставляя его быть в тонусе.
  • Недосыпания отрицательно сказываются на эффективности работы.
  • Плохое и нерегулярное питание истощает организм — падает продуктивность.

Просим помощи

Просим помощи

Иногда объем работы перед дедлайном остается просто огромным, дедлайн слишком близким, а заказчик крайне вредным, обещающий вам немало проблем в случае срыва сроков проекта. В таком случае единственный вариант – подключить коллег, которые в состоянии помочь вашему цейтноту. Не стесняйтесь просить о помощи друзей и знакомых, коллег в профессиональных сообществах и даже не биржах фриланса. Возможно, от вас потребуется в будущем ответная услуга. Часто за помощь придется заплатить. Но это намного лучше, чем потеря оплаты по проекту и запятнанная репутация. О помощи коллег просят часто – это абсолютно нормально. Не стесняйтесь и вы.

Урезаем скоуп проекта

Если вы все правильно распланировали, то ближе к дедлайну основная работа должна быть практически завершена, остаются мелкие доработки и детали. В случае проблем со сроками этими мелочами можно пожертвовать. Главное, выполнить основную часть. Доработки и мелкие детали можно будет довести до ума при последующих обновлениях. Во многих случаях такой подход срабатывает. К сожалению, возможно это далеко не всегда.

Останавливаем проект

Надеемся, что вам не пришлось доходить до этого пункта, поскольку он самый печальный. Заказчик не получает обещанный проект, а исполнитель – часть оплаты. Но это произойдет только в том случае, если одной стороне выгоднее поступить именно так. Например, заказчик теряет к вам доверие и предпочитает перезаказать работу у более ответственного исполнителя. Либо, что также бывает нередко, дополнительные затраты времени и сил на завершение «проблемного» проекта оказываются невыгодными исполнителю. Это бывает при работе над небольшими сайтами, простыми приложениями или какими-то доработками к существующим системам. И почти всегда подобному разрыву предшествует либо неправильная оценка сложности проекта, либо – сложности в коммуникации с заказчиком, в том числе, попытки получить больше работы за ту же сумму.


[customscript]techrocks_custom_after_post_html[/customscript]
[customscript]techrocks_custom_script[/customscript]

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх