Эффективная обратная связь

0
513
views

Перевод статьи «A guide to giving & receiving effective feedback».

Как давать и получать фидбэк эффективно

Обратная связь (фидбэк) это ключ к пониманию того, движетесь ли вы в правильном направлении. Без нее вы буквально стреляете в вашу цель вслепую. С изрядной долей везения вы можете и попасть в яблочко, но скорее всего результат оставит желать лучшего.

Фидбэк, полученный лично, особенно негативный, бывает нелегко принять. Но важно постараться использовать его как возможность для самоусовершенствования. Эффективно давать и получать обратную связь это навык и, как любой навык, это требует тренировки.

Ниже вы найдете советы, которые должны помочь вам более эффективно давать фидбэк, предотвращать негативную реакцию, а также принимать и учитывать в своей работе полученную обратную связь.

Даем эффективный фидбэк

Спрашивайте разрешение

Простое «Можно я сделаю пару замечаний?» может сыграть большую роль. Не важно, позитивным будет ваш фидбэк или негативным: вы даете человеку возможность подготовиться к этому морально. Если у него и так был плохой день, отнеситесь с уважением к его желанию отложить разбор ваших замечаний на потом.

Ложка дорога к обеду

Фидбэк должен быть дан за 24-48 часов. Чем дольше вы ждете, тем менее вероятно будете помнить подробности произошедшего. И человек, которому вы даете обратную связь, скорее всего тоже уже их забудет и будет несогласен с вашими замечаниями.

Формулируйте свой фидбэк так, чтобы он был обращен в будущее

Мы не можем изменить то, что случилось в прошлом. Когда ваш фидбэк касается того, что уже произошло, люди склонны уходить в глухую оборону. Например:

«Ты пропустил этот дедлайн. В результате проект выбился из графика».

vs.

«Когда ты пропускаешь дедлайн, мы не можем вовремя завершить проект».

В обоих случаях вы вроде бы говорите одно и то же, но формулировка влияет на то, как будет принят ваш отзыв.

Выкиньте фидбэк-сандвич и говорите по сути

Фидбэк-сандвич обсуждается на протяжении многих лет. Его суть в том, чтобы фидбэк имел форму «позитив-негатив-позитив». Не нужно подслащать свой отзыв. Если негативный фидбэк необходим, выскажите все прямо.

Не забывайте признавать достижения

Заметить ошибки в работе команды гораздо легче, чем достижения. Скорее всего, у вас на них будет более яркая эмоциональная реакция. Но не забывайте говорить и о хорошей работе, проделанной вашей командой.

Держите эмоции под контролем

Легко поддаться негативным эмоциям и немедленно выдать столь же негативный фидбэк. Если вы рассержены, повремените с предоставлением обратной связи до того момента, пока не успокоитесь и не сможете обсуждать ситуацию здраво. Гнев – не лучший советчик.

Получаем эффективный фидбэк

Эффективный фидбэк

Будьте открыты для обратной связи

Это самая важная часть, но о ней чаще всего забывают. Не важно, являетесь вы разработчиком-джуниором или тимлидом – вы должны быть открыты для обратной связи от вышестоящих, от подчиненных и от коллег, находящихся на одном с вами уровне. У других людей всегда будет другой взгляд на все, что вы делаете, и это всегда будет давать возможность для улучшения.

Держите эмоции под контролем

Это важно, когда даете обратную связь, и не менее важно, когда получаете. Всегда непросто мириться с негативными отзывами, из-за чего легко можно просто уйти в оборону. Выслушайте, что вам говорят, подумайте об этом, а уж затем отвечайте, если будет желание разрядить атмосферу.

Разберитесь в том, что вам говорят

Убедитесь в том, что полностью понимаете то, что вам говорят, особенно прежде чем ответить. Если что-то непонятно, вполне допустимо попросить разъяснений.

Когда просите дать фидбэк, четко обозначайте, что хотите узнать

Возможно, вы хотите узнать чье-то мнение о том, насколько чист ваш код, спросить совет, как лучше отправлять сообщения на сайт, или посоветоваться насчет очень специфической части вашего приложения. Что бы это ни было – ваш запрос должен быть максимально ясным. Это сократит вероятность того, что человек прокомментирует что-то, не имеющее отношения к делу. (Но если ваши рекомендации все же проигнорируют и сделают замечания о чем-то еще, не принимайте это близко к сердцу).

Как эффективное предоставление, так и эффективное получение обратной связи требует времени и практики. С первой попытки может и не получиться, и это совершенно нормально. Чем больше у вас будет опыта в этом деле, тем лучшими будут становиться результаты.