Шесть карточек с 200$ на каждой, увлажняющая маска на лице, аудиокнига как снотворное, место у аварийного выхода и стыковки с пользой — лайфхаками для тех, кто хочет летать с комфортом, поделились бизнес-аналитик SoftTeco Екатерина Величкевич и продакт-менеджер Kontur.io, разработчик Дорофей Пролесковский. Об этом пишет DEV.BY.
Екатерина Величкевич: как выбрать правильное место в самолёте, легко уснуть и получить еду в числе первых
В последнее время я много летала в Юго-Восточную Азию: несколько раз была в Таиланде, Шри-Ланке, Индонезии, два года назад ездила во Вьетнам, а до этого путешествовала в ЮАР.
Перелёты в эти страны долгие, утомительные и часто предполагают стыковки: в среднем у меня уходит около суток, чтобы добраться из Минска до страны назначения. Летишь 7-8 часов, потом переводишь дух во время пересадки, приводишь себя в порядок и снова летишь ещё 5-6 часов.
Самое большое количество стыковок, которое у меня было, — 3: я возвращалась из Индонезии, и сначала летела с Бали до Джакарты, затем до Муската (это в Омане) — и оттуда в Минск через Москву.
Я уделяю много внимания выбору места в самолёте: например, если забронировать места у аварийного выхода, можно будет вытянуть ноги и лететь с комфортом. Однако у таких кресел не откидывается спинка и не поднимаются ручки. Ну и самое главное — чаще всего они уже заняты.
Есть ещё лайфхак: я в основном летаю с кем-то вдвоём, а сидения чаще всего расположены по три — и если зарегистрировать одно место у окна, а второе у прохода, есть шанс, что кресло посередине никто не займёт. На это место можно будет закинуть ноги.
По статистике, менее всего самолёты заполнены в середине недели — например, в среду. Во время последнего путешествия из Джакарты в Мускат воздушное судно было заполнено на треть — и стюарды пересаживали пассажиров на свободные места, чтобы те летели с комфортом.
Не буду оригинальна, если скажу, что билеты на регулярные рейсы по «вкусным» ценам нужно мониторить заранее. Я подписана на многие группы и рассылки. Так билеты в ЮАР я бронировала за 8 месяцев до поездки, а на Бали — за полгода до путешествия.
«Крупные авиакомпании раздают «пакеты туриста»
Дистанцироваться от остальных пассажиров во время полёта сложно — особенно, если сиденья расположены близко друг к другу. Чтобы чувствовать себя комфортно, я беру с собой на борт наушники с шумоизоляцией. Те наушники, которые предоставляют авиакомпании, от шума на борту и гула двигателей не спасают.
Часто крупные авиакомпании раздают «пакеты туриста», в которые кроме наушников входят беруши и маски для сна, а иногда ещё и носки, зубная щётка и паста. Полотенце в «набор туриста» не входит, так что если не хочешь вытираться бумажными, стоит иметь своё. Я всегда перестраховываюсь — и беру с собой и полотенце, и маску для сна на случай, если придётся ночевать в аэропорту.
Последний раз мне приходилось спать в аэропорту в Омане. Мы прилетели около 22.00 и нам ничего не оставалось, кроме как устроиться на ночлег. Мы заранее «прошерстили» форумы и узнали, что в аэропорту есть комната отдыха с диванами и розетками для зарядки телефонов, — так что нам было куда пойти. Конечно, свет не выключался, но маска для сна спасла.
Некоторые авиакомпании предоставляют своим пассажирам бесплатный двухчасовой тур по городу, в котором находится аэропорт. Мне кажется, это отличное развлечение во время стыковки, хотя я сама в такие туры не ездила.
Мне также ни разу не приходилось принимать душ в аэропорту, но однажды, когда мы летели Air China, они предоставляли своим пассажирам бесплатный вход в лаундж-зону с душем во время пересадки. Единственное условие — нужно было заранее зарегистрироваться.
Увлажняющие маски и туман на борту
Перелёт — это всегда стресс для кожи, она очень сохнет, и её ни в коем случае нельзя умывать водой, потому что будет ещё хуже. Поэтому у меня в косметичке всегда есть тоник, чтобы в любой момент можно было освежить лицо.
Последний раз я брала с собой на Бали тканевые маски, и какую-то часть пути летела в них. Как правило, многие девушки прибегают к подобным способам увлажнить кожу, так что обслуживающий персонал на борту к этому привык.
У меня также всегда есть небольшой флакончик с кремом — и за время полёта он весь уходит, потому что кондиционеры всё время работают на большой мощности, и кожа быстро сохнет. Ещё стоит взять с собой на борт соляной раствор для увлажнения слизистой носа.
Кстати, некоторые авиакомпании решают проблему сухости воздуха тем, что напускают в самолёт облако пара. Многие пассажиры пугаются, потому что первая мысль, которая приходит на ум: «Откуда дым? Горим!..». В этом тумане сложно ориентироваться и из-за этого чувствуешь себя некомфортно.
Аудиокниги как снотворное
Я не из тех, кто приезжает в аэропорт за два часа до вылета — бессмысленно стоять в огромной очереди у стойки регистрации. Я подъезжаю к закрытию регистрации, за полчаса — максимум, когда очереди уже нет или в ней пару человек.
Скоротать время в полёте помогает телефон, планшет или ноутбук с играми и фильмами. Лично меня спасает книга. Хороши и аудиокниги, но они усыпляют, и это, к слову, единственное «снотворное» к которому я иногда прибегаю. Медицинские препараты не использую, потому что эффект от их приёма сохраняется после полёта очень долго.
Если удалось занять место у окна, можно положить подушку рядом с иллюминатором или опереться на боковую стенку, подобрать под себя ноги, укрыться одеялом — и будет комфортно.
Обычно я не сижу всю дорогу на месте, а время от времени делаю зарядку, разминаюсь, хожу между рядами, когда самолёт уже набрал высоту. Если пойти в хвост самолёта, туда, где кухня, можно потянуться и поприседать — для этого там достаточно места. И чаще всего на этой кухоньке никого нет.
Кстати, про кухню: у меня есть небольшой лайфхак, как получить еду на борту самолета в числе первых. Чаще всего крупные авиакомпании разрешают сделать предзаказ на специальные блюда — выбор достаточно большой. И стюарды приносят эту еду первой.
Дорофей Пролесковский: как преодолеть джетлаг и избежать чувства, будто летишь в маршрутке
Самые длительные мои перелёты — на Гавайи: у меня там проект. В пути я провожу не менее 36 часов со всеми стыковками. Представляете — из вашей жизни выпадает целых три дня!
В последний раз я подумал, что было бы неплохо оказаться в Америке (я летел по маршруту Нью-Йорк-Бостон-Миннеаполис-Гавайи) чуть раньше, чтобы преодолеть джетлаг и перестроиться, ведь у островов разница с Беларусью в 13 часов. Как раз были майские праздники, так что мне удалось «приклеить» выходные, прибыть пораньше и почти безболезненно влиться в работу. Так что это, скажу вам, годный лайфхак.
В Штаты, и в Нью-Йорк в частности, можно лететь как через Москву, так и через Киев. Но из Москвы лучше — экономишь целых 3 часа.
Комфорт на борту в основном зависит от авиакомпаний: очень многие из них пытаются сэкономить — пихают в салон как можно больше кресел. И во время полёта ты даже не можешь пошевелиться. Мой фаворит в этом плане — Turkish Airlines: садишься в самолёт и чувствуешь себя человеком. Да, летишь на пару часов больше, но с комфортом — не поджимаешь под себя ноги по 9 часов и почти не замечаешь времени. И ещё: у них есть спутниковый интернет, на всё время перелёта над Атлантикой. Он платный, но на фоне цены билета — это почти ничего.
В аутсайдерах — маленькие американские авиаперевозчики: почти все они плохо комплектуют самолёты, но хуже всех United. Кресла неудобные: чувствуешь себя, как на табуретке. Нормальные кресла только у пассажиров класса эконом-премиум.
Бесплатной еды в самолётах в Штатах нет — её нужно покупать. Одно хорошо — иногда дают крендельки.
«Ах, ты программист — тогда реши задачку»: как вести себя во время досмотра
Чтобы добраться до Гавайев, нужно из Нью-Йорка долететь в какую-то точку на западное побережье: это Сан-Франциско или Лос-Анджелес — то есть ты должен пересечь Штаты. И конечно, только местными перевозчиками.
Но прежде — досмотр. Однажды я попал на усиленный досмотр в Лос-Анджелесе. Так получилось, что до этого я несколько раз в течение полугода пересекал океан, и хорошо помнил, что из-за низкого давления в самолёте все сильно потеют. Поэтому я выбрал для путешествия удобную одежду из хлопка.
И вот представьте: все люди в джинсах, а какой-то бородатый и патлатый — в «пижаме». В общем, охрана в аэропорту решила, что такого человека стоит допросить основательнее. Обычно я путешествую налегке — у меня с собой только рюкзак, в котором 2-3 комплекта одежды, бельё и ноутбук. Ребята уже приготовились перебирать пять чемоданов, а тут только один рюкзак. Тоже странно!
Потом последовал допрос: выясняли, кто я такой, почему приехал, и главное — как это так, что у меня рабочие командировки на Гавайи.
Я читал о том, что некоторые на таких допросах чуть ли не техническое собеседование проходят. Это истории из рода: «Ах, ты программист — тогда реши задачку». Говорят, некоторым разработчикам задают вопросы совсем не по их тематике, но «ты же программист…» — и в итоге их не впускают в страну.
Я очень переживал, потому что только-только сменил работу и сам толком не был знаком с проектом — летел знакомиться с командой. А меня просили рассказать о проекте. Но всё прошло нормально.
Кстати, хуже я себя чувствовал только на досмотре в Тель-Авиве. Я приехал в аэропорт за 3 часа до отлёта, ко мне подошёл человек со словами: «Как скоро у вас самолёт? Ах, через 3 часа — в таком случае пройдёмте!»
И так получилось, что на мне тренировалась проводить допросы стажёр, у которой была задача вывести меня на чистую воду — никак не меньше. Над Тель-Авивом как раз накануне разорвалась парочка ракет, все нервничали, и меня заставили рассказать всю историю моей жизни — от начала и до текущего момента.
Отвечая на вопросы, я каждый раз понимал: если сейчас из этого будут «шить дело», то я себя уже «закопал». «Как часто вы меняете работу? Раз в год? А почему?», «Почему вас отпустили на конференцию в Тель-Авив на неделю, если она длится всего один день?» и так далее.
Не могу сказать, что это лайфхак, но я понял, главное — говорить правду.
И да, после такого двухчасового допроса остальные досмотры я проходил уже экспрессом — мне выдали оранжевую наклейку на посадочный талон, с которой я прошёл по «зелёному коридору».
Ещё кое-что, что бы я сейчас посоветовал тому, кому предстоит такой допрос, — стоит позаботиться о том, чтобы у вас были подтверждения ваших слов: мэйлы и бейджи, фото в телефоне, бронь гостиницы. И, конечно, хорошая тема для «бородатых и лохматых» — пойти постричься перед полётом, чтобы не выглядеть подозрительно на контроле.
«У меня не оказалось денег, и я на сутки застрял в аэропорту»
Чтобы обеспечить себе комфорт на борту, стоит взять наушники с шумоподавлением: чем они дороже, тем лучше. Тогда получится погрузиться в любое кино, телефон, музыку и не чувствовать себя в самолёте, не слышать гул двигателей — на меня, например, он давит, мешает расслабиться или сосредоточиться на чём-то.
Нормально поспать в самолёте почти невозможно, так что лучше просто сдвинуть свой рабочий график и, возможно, поспать перед самолётом.
Мне приходилось спать в аэропортах во время стыковок. Один раз — когда летел из Сан-Франциско в Париж. Тогда на билете было указано, что рейс выполняет Air France, и пока я разобрался, что следует искать стойку Delta, посадка завершилась — и хотя у меня ещё было время, никто не захотел пойти мне на встречу и взять на борт. Сейчас я знаю: если билеты тебе покупала компания, а не ты сам, стоит сверить коды на билете.
Меня завернули на выходе и отправили в Special services. Там сказали: «Никаких проблем: 250 долларов за смену билета — и улетишь через час». У меня не оказалось денег, и я на сутки застрял в аэропорту, пока мне не передали нужную сумму.
А нужно сказать, что аэропорт в Сан-Франциско построен так, что в нём нельзя ночевать (иначе такой возможностью будут пользоваться бездомные). Все удобные кресла, в которых можно вытянуться, — за досмотром. А я не мог его пройти. Но я нашёл McDonalds, и там провёл ночь на мягкой лавочке.
«Любимое место — 29F: оттуда по пути в Москву видно мою деревню»
Мои любимые места у прохода: в таким случае, даже если тебе не повезло с креслом, ты сможешь выставить в проход хотя бы одну ногу. Это уже немного облегчает ситуацию.
Если летишь «Белавиа», лучше зарегистрироваться первым — и тогда к твоему распоряжению весь самолёт. Моё любимое место — 29F. Это самый хвост, но именно оттуда по пути из Москвы видно мою деревню. Плюс оно у окна: можно опереться на стену и поспать.
Один раз я взял с собой на борт насыпную подушку — и мне понравилось. Но если ты летишь комфортным рейсом, её можно не покупать, — подушка актуальна для перелётов в Штатах.
Беруши я никогда не беру — во-первых, мне некомфортно от того, что они у меня в ушах, а во-вторых, мой слух очень быстро адаптируется и я слышу гул двигателей.
Я подбираю рейсы так, чтобы стыковка между ними составляла хотя бы 6 часов. Идеально — если у меня 2 ночных рейса, а между ними несколько часов на пересадку. Тогда я пешком иду из аэропорта куда-нибудь, а потом возвращаюсь. В последний раз, например, я выбрал магазин Best Buy в Сан-Франциско — и шёл до него.
Где-то можно и поспать. Например, в Москве недалеко от Шереметьево есть гаражи — а в них маленький отель. Когда у меня стыковка 6 часов, я иду туда пешком.
Выбрать удобные стыковки можно на Google Flights и Expedia — проверить рейсы во всех выдачах. Было время, что МАУ исчезли из всех списков, но я зашёл на сайт компании — и нашёл билеты на скидках.
Я всегда регистрируюсь во всех программах лояльности всех авиалиний, которыми лечу. Но за всю историю путешествий насобирал мили только на билет авиакомпанией «Белавиа» до Киева.
6 карточек с собой и письмо в банк о предстоящей поездке
Лайфхаков по опозданиям у меня нет: за свою жизнь я всего два раза опаздывал на самолёт. И мне везло. Возвращаясь с Гавайев через Турцию, я перепутал время отлёта (тут стоит сделать ремарку: не стоит наивно полагать, что ты будешь бодр и осознан после трансатлантики — это не так, как правило, ты ошибаешься в очень очевидных местах). И тем не менее, мне без вопросов поменяли билет со словами: «О, мы всё понимаем — мы перенесли вылеты в новый аэропорт, и поэтому все сейчас приезжают не вовремя. Один раз билет мы меняем всем».
О чём ещё стоит позаботиться перед полётом, так это о деньгах. У меня с собой 6 карточек, и на каждой есть небольшая сумма в 100-200 долларов, чтобы можно было прожить 1-2 дня.
Обычно я заранее пишу письмо в банк о том, что лечу куда-то. Потому что у банков есть системы борьбы с мошенничеством, и их нужно «приглушить» на время моего путешествия. Ведь первое, что думают в банке, когда видят операцию по белорусской карточке из откуда-то Мексики, что, наверное, её украли.
Также я стараюсь намножить способы оплаты, потому что какой-нибудь Samsung Pay, привязанный к карточке, может сработать там, где не сработает сама карточка. И это выручит в какой-то момент.
[customscript]techrocks_custom_after_post_html[/customscript]
[customscript]techrocks_custom_script[/customscript]