Почему ИТ-компании перестают расти?

На конференции Human2IT, организованной студией Сорокина & Кулинкович, Director of Digital Products в WorkFusion рассказал о ловушках роста ИТ-компаний. Сайт DEV.BY опубликовал основные тезисы. 

Стартаперы слишком увлекаются проектом и мало думают о потенциальных покупателях 

Приведу пример. Мой хороший знакомый, agile-гуру в Москве, прекрасно знаком с моделями роста компаний. Тем не менее он полгода работал над проектом, и только потом решил узнать мнение пользователей. Выяснилось, что проект вообще никому не нужен. То есть айтишники знали о всех возможных проблемах подобного стартапа, но… увлеклись.  

Иногда я просматриваю в качестве ментора стартапы на различных конкурсах. Мой первый вопрос к стартаперам: «Общались с потенциальными покупателями?». Типичная ситуация: люди девять месяцев работают без выходных, создают софт. Зачем? Да просто нравится.  

Фаундеры не могут поделить доли в компании. 

Делить «шкуру» не принято, но когда в компании появляются деньги, один основатель хочет получить большую долю, ведь считает, что работает больше другого. В белорусских реалиях часто бывает так, что доли не просто распределены интересным образом, но ещё и записаны на родственников или жён. И когда наступает пора распределять богатство, начинается «cанта-барбара»!

На конференции Human2IT
Ловушка основателя

Когда компания растёт, возникает такая проблема, как «ловушка основателя».  Фаундеры далеко не всегда являются хорошими менеджерами — иногда совсем наоборот. Стартапы сгорают, потому что сгорают их основатели. В развитии компании наступает такой момент, когда основателя должен заменить хороший профессиональный менеджер, как Эрик Шмидт заменил Сергея Брина в Google.

Ставка на одного ключевого клиента 

В компаниях с подобной стратегией происходит так: ушёл клиент — ушли все. В хорошо растущих айтишных компаниях (например, в EPAM или Itransition) можно увидеть качественную диверсификацию прибыли: по географии, по индустриям, по клиентам. Если что-то произойдет с клиентом, этим компаниям станет чуть хуже, но ничего катастрофического с ними не произойдёт.

Потеря корпоративной культуры при быстром росте

Компания при быстром росте нанимает кого попало (поверьте, в айтишном бизнесе в Беларуси таких примеров хватает). Неуправляемый рост приводит к гибели внутренней культуры. Менеджерами при таком быстром росте часто становятся люди, которые вчера писали код, и они ничего не знают об управлении людьми. Думали, что это рост, оказалось, что это рак. 

Число Данбара

Робин Данбар — антрополог и эволюционный психолог. Исследуя приматов и древние человеческие общества, он пришёл к выводу, что 150 — это число социальных связей, которые человек может комфортно поддерживать. У Стива Джобса было правило: не более 100 человек в команде. Если в команде появлялся новый человек, то кто-нибудь должен был её покинуть. Человеку сложно поддерживать более 100 рабочих контактов, но компании с меньшим количеством людей сложно организовывать серьёзные процессы. Многие в ИТ знакомы со Spotify Model — ещё одной моделью организации компании. В ней есть понятие «трайба» — команды из 80 человек. Для компании это означает, что в ней должно быть достаточно хороших менеджеров, готовых управлять трайбами. 

На деле все, кто работал в крупных компаниях, понимают что реальная организация выглядит примерно так: 

Real Organization Chart
Real Organization Chart
Crossing the Chasm

Есть замечательная книга —  Crossing the Chasm о том, как адаптируются технологии на рынке. Мы постоянно слышим об огромном количестве стартапов в области искусственного интеллекта, которые якобы поднимают кучу денег. Но подавляющее количество покупателей говорят: «Эти продукты не для меня». Технология должна пройти через  пропасть от инновационных технологий к людям, которые будут просто пользоваться этой технологией, не думая, как она устроена.

На конференции Human2IT

Помните, раньше существовало огромное количество mp3-плееров? С ними надо было проделывать кучу манипуляций: куда-то подключать, загружать файловую систему, с помощью трёх кнопок искать нужный трек и прочее. Потом появляется iPod, для использования которого достаточно иметь IQ в размере 30. Известный принцип: средний интеллект пользователя находится примерно между кошкой и молотком. Когда вы пользуетесь этим принципом, у вас получаются хорошие продукты. Когда вы рассчитываете на пользователя с IQ=150+, то ничего не выходит.

[customscript]techrocks_custom_after_post_html[/customscript]

[customscript]techrocks_custom_script[/customscript]

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх