15 компаний отвечают про овертаймы. «Вряд ли на 12-м часу из программиста будет струиться хороший код»

Овертаймы

Нередко сотрудникам ИТ-компаний приходится работать больше 8 часов в день. Причины разные: от плохого менеджмента до форс-мажоров. dev.by спросил у аутсорсинговых и продуктовых компаний, есть ли у них овертаймы и на каких условиях люди соглашаются работать больше положенного. Наиболее крупные разработчики воздержались от ответов. 

Овертаймите? Как часто? 

ArtyLine (Елена Малютина, СЕО):

В нашей компании овертаймы даже невозможно подсчитать — у нас нет нормированного графика. В среднем над проектом мы работаем 6 часов в день. Я ставлю задачи ребятам с таким прицелом, чтобы они могли их выполнить в нужный срок, работая в удобном для них режиме. 

Belka Games (Ольга Кондратович, HRD): 

Овертаймим, это исключение из правил, нежели тенденция. Нагрузка сотрудников возрастает в предрелизное время, овертаймы могут случаться только в этот период, но далеко не на каждом проекте и не для всех сотрудников. Мы со своей стороны всегда пытаемся планировать нагрузку так, чтобы максимально избегать переработок. 

Cactussoft (Оксана Остапович, СЕO): 

Бывает, но мы стараемся сводить переработки к минимуму. Например, на одном из проектов, который длится уже более 7 месяцев, на команду из 13 человек за всё время пришлось всего 43 часа овертайма. В основном потребность в переработках возникает по просьбе заказчика, но мы всегда уточняем у сотрудников, согласны ли они работать сверх нормы. 

Fibery.io (Михаил Дубаков, СЕО):

У нас полная свобода в этом плане, люди работают, сколько хотят и когда хотят. Некоторые, вероятно, перерабатывают, но мы это не отслеживаем. Нередко люди работают в субботу или до 9 вечера. 

GantPro (Дмитрий Дудин, СЕО): 

Не овертаймим, и не поддерживаем эту практику. Но ничего не можем поделать, если человек рвётся в бой сам.

Gismart (Светлана Мейсак, VP of Business Development and Marketing): 

У нас овертаймы бывают, и это осознанный выбор людей, которые мотивированы на результат.  

MakeML (Александр Кравцев, фаундер):

Обычно овертаймом называют время, которое ты дополнительно тратишь на проект сверх нормы, но, мне кажется, это понятие из аутсорса. Поэтому даже не знаю, как ответить: да, мы постоянно работаем над проектом, и в выходные в том числе. Но не уверен, что это можно назвать овертаймом.

Onde (Игорь Зубченок, CTO): 

Как и везде — если горит задача. Но мы за здоровый баланс в целом. Есть команды, для которых задан режим 24/7: клиентская поддержка, дежурные администраторы. Овертаймы у них предусмотрены по необходимости, если нужно подменить кого-то из коллег.

Octonion Technology (Сергей Семашко, Technical leader):  

Да. Обычно овертаймы «приурочены» к некому событию. Например, демонстрации демо, на которой хочется показать больше, чем можно успеть в нормальном темпе, или релиз, который был кому-либо обещан, и не хочется ударить в грязь лицом. 

PandaDoc (Сергей Плевко, руководитель юнита)

Бывает, работы хватает. Лично у меня вообще часто. Я не считаю рабочее время, и график у меня довольно гибкий. По ощущениям, почти всегда больше 8 часов работаю.

Rozum Robotics (Виктор Хаменок, СЕО): 

У нас редко бывают овертаймы, я бы даже сказал слишком редко. Не знаю, как у 100% моих ребят, но у меня самые тёплые воспоминания связаны с проектами, где мы фигачили с утра до ночи и иногда без выходных. Это было, когда я работал Java-программистом, даже не лидом, а простым разработчиком. Я люблю свою работу, люблю то, что я делаю, и ценю то, куда вложено много усилий. Но в своей компании я эту позицию не навязываю. 

ScienceSoft (Татьяна Пархимович, PR-менеджер): 

Работа в режиме овертаймов — неотъемлемая часть любого бизнеса, у которого есть цепочка: поставщик услуги — потребитель. И дело даже не в ошибках оценки рисков, которые, как многим кажется, способны полностью нивелировать необходимость работы сверхурочно. А скорее в том, что рынок и мир в целом очень динамичны и конкурентны. 

Softeq Development (Светлана Якимова, Communications Manager):

В целом, да, конечно.

Verv (Виталий Романовский, СТО): 

С ростом и зрелостью команды всё реже возникают ситуации, когда нужны какие-либо hot fix пропущенных багов. Но иногда такое случается — мы всё-таки работаем не в вакууме, у нас суперконкурентная ниша мобильных приложений, кроме того, иногда происходят неожиданные изменения на самом рынке, требующие нашего немедленного реагирования. В этих обстоятельствах никто — и мы тоже — не может исключить овертаймы.

Weavora (Михаил Кулаков, CEO):  

В нашем случае в этом как-то и нет особой необходимости. Возможно, из-за стадии проекта (на старте это, вероятно, встречается чаще) и нашей финансовой стабильности. Продукт у нас прибыльный, и мы не привлекали внешних инвестиций. 

Почему/ зачем овертаймите? 

ArtyLine: 

У меня в команде мало людей, и каждый человек на вес золота. Избавляя их от овертаймов, я берегу их от выгорания. Также я постоянно включаю их в обсуждение продуктовых вопросов и всего, что связано с курсом нашего бизнеса — например, вот, ребята мы в акселератор идём, давайте к этому времени сделаем что-нибудь «вау» и заставим акселератор рыдать от счастья, что мы подались. 🙂

Belka Games: 

На самом деле, здесь всё очень тесно переплетается — форс-мажорные ситуации, ошибки планирования со стороны менеджмента, человеческий фактор со стороны разработчиков — и нельзя точно выделить какую-то одну причину. В наиболее частых случаях это ошибка оценки рисков. Любой форс-мажор можно к этому отнести.

CactusSoft: 

В нашем планировании мы учитываем дедлайны, комплектуем команду и планируем спринты с расчётом, чтобы всё сделать в срок. Но бывают ситуации, когда заказчики проводят презентации конечным клиентам и приходят к нам со срочными изменениями, которые влияют на планирование. Тут, конечно, мы стараемся пойти навстречу клиентам и обсуждаем с сотрудниками, готовы ли они овертаймить. 

Fibery.io: 

У нас стартап, а у стартапа особое отношение к овертаймам. Частенько вся жизнь превращается в работу, и люди программируют по 60+ часов в неделю. Это может продолжаться какое-то время, но неизменно плохо закончится. Для успешной многолетней работы нужно поймать баланс, что на самом деле невероятно сложно. У стартапов часто время перевешивает всё, потому что заканчиваются деньги или закрывается окно возможностей на рынке. Поэтому подавляющее большинство стартапов работает в режиме постоянного кранча. В этом есть драйв и эндорфины, но недолго. Я думаю, в режиме кранча можно работать 2-3 месяца, потом расход жизненных сил организма превысит буфер его возможностей и начнутся болезни, эмоциональные выгорания и так далее. Так что я не люблю овертаймы, но они бывают хороши для коротких спринтерских рывков. Например, за пару месяцев до важного релиза. После такого промежутка обязательно нужно отдыхать и восстанавливаться. 

GantPro: 

Я, когда только пришёл в компанию, чувствовал себя полным дебилом на фоне более опытных коллег. И чтобы попытаться скрыть факт, что медленно работаю, адски туплю и ничего не успеваю, я приходил домой и втихую «фигачил» по ночам и выходным, доделывал рабочие таски. Конечно, я не писал овертаймы в репорты и не просил компенсации, просто пытался казаться умнее и быстрее, чем был на то время. Думаю, такая история многим знакома. И я ни капли не жалею о потраченном времени. Моя мотивация была в том, чтобы быстро учиться и практиковаться, а это намного дороже денег. Сейчас, когда мы набираем на работу людей, они иногда повторяют мою историю. Я всячески пытаюсь переубедить их, говорю, чтобы ночами отдыхали, но если человека прёт, то с этим ничего не поделаешь. В целом, это триггер того, что он ещё зажжёт. Главное, чтобы не выгорел на этой волне, вовремя опомнился, поверил в себя и вошёл в рабочий режим без овертаймов.

Gismart:

Овертаймы скорее связаны с желанием людей больше погрузиться в работу, сделать что-то качественно, вырасти в профессиональном плане и принести больше пользы бизнесу. Работая в таком динамичном секторе с высокой конкуренцией, как mobile, зачастую невозможно ограничить себя рамками стандартных рабочих часов. Вовремя не отреагировав на возникшую ситуацию или не разрешив какой-то вопрос, можно упустить хорошую возможность.  

MakeML

Это необязательно какие-то срочные задачи, зачастую нам просто хочется сделать как можно больше для нашего продукта. Идей много, времени — мало.

Onde: 

Овертаймы случаются обычно по собственному решению коллег сделать больше или когда что-то «лежит» и надо срочно фиксить. От нас всё-таки зависит бизнес наших клиентов, поэтому не приходится долго думать. 

Octonion Technology: 

Овертаймы — это как раз то, что лежит на совести менеджеров и технических лидов. Именно на этом уровне допускаются ошибки планирования и принятие несовершенных процессов. Сложно винить разработчиков: как правило, у хорошего менеджера должно быть чёткое представление о способностях команды и возможных непредвиденных ситуациях. Учитывать все нюансы при планировании это как играть колодой в тысячу карт: ошибиться очень легко.

Тем не менее, форс-мажорные ситуации тоже случаются. В случае Octonion Technology мы имеем дело с «многослойной» архитектурой от hardware до cloud.

Здесь можно провести аналогию с ситуацией, когда несколько автомобилей едут друг за другом и первый начинает плавно тормозить. Учитывая время на реакцию и принятие решения, последний водитель, вероятно, будет тормозить «в пол».

Так и у нас: если задержалась новая «железка», hardware команда её позже проверит, firmware команда позже начнёт поддержку в прошивке. Gateway и cloud, соответственно, смогут начать интегрироваться значительно позже. Отсюда задержка в неделю на уровне hardware может вылиться в то, что фича доберётся до пользователя на месяц позже. Случаются также ситуации, когда после первого шага проверки нового hardware элемента его приходится отправлять на доработку. И вот тогда точно всё планирование летит к чертям.

PandaDoc:

По-разному. Был период, когда периодически возникали вопросы по поводу стабильности приложения, надо было раз в несколько недель решать проблемы вечерами и на выходных. Один раз было вообще было эпично. По собственной инициативе решил почистить неиспользуемые файлы. Делал постепенно несколько недель и, когда уже почти всё было сделано, немного прокололся и удалил лишнее, был вечер пятницы. Причём понял это только ночью во сне. Встал часов в пять в субботу и закончил в 10 вечера воскресенья с перерывом на сон. Всё восстановил. Теперь есть что вспомнить.

Часто работаю больше положенного по своей инициативе, чтобы быстрее двигаться, не блочить людей, получать результат. Также есть интересные технические задачи для души, на которые не всегда получается выделить время на работе. 

Rozum Robotics:

Форс-мажор. Выставка через 3 месяца, надо успеть закончить решение.

ScienceSoft: 

Работа овертайм — это такой же этап большинства проектов, как и работа в обычном режиме. Следовательно, раз предотвратить полностью появление овертаймов скорее всего не получится, то к этому просто нужно быть готовым. 

Softeq Development: 

Иногда подобные случаи происходят по пожеланию клиента, когда ему нужно уменьшить сроки проекта или добавить функционал. Также они могут возникать и по нашему упущению: некорректная оценка проекта, технические сложности. 

Verv:

Наиболее частая причина, по которой команда вынуждена работать сверх графика, — это неожиданные изменения в требованиях платформ и площадок, с которыми мы работаем, например, Apple. Последний возможный сценарий — срочные фичи, которые требуется доставить к какой-либо дате, например, под фичеринг или в связи с рекламной компанией к празднику. 

Почему людя овертаймят

Это добровольно или принудительно?

Belka Games:

У нас компания и сотрудники — как партнёры, никого даже не нужно просить об овертайме. Наш продукт — общее дело, разработчик радеет за результат не меньше менеджера, никто не бросит коллег в напряжённый момент. Ответственность за общий результат — это часть нашей культуры. 

Cactussoft:

У нас овертаймы — это добровольная переработка. Сотрудник имеет право отказаться. Кстати, некоторые ребята, напротив, даже просят работу на овертайм.

Gismart: 

Это осознанный выбор каждого.  

Octonion Technology: 

Переработка, конечно же, добровольная. С другой стороны, когда работаешь в коллективе над общим делом, сложно сказать «нет», если условные Вася и Петя уже согласились. В связи с этим некоторым приходится перекраивать свой выходной день или вечер, обделив кого-то из близких.

Можно также выделить ещё один вид добровольной переработки: личные амбиции разработчика. 

Одна из особенностей нашей компании — большое количество исследовательских задач, которые, как правило, не имеют тривиальных решений. Для многих психологически некомфортно уходить вечером домой, не имея решения или по крайней мере перспективного направления в его поиске.

PandaDoc:

Честно говоря, не знаю, прописано ли это в договоре явно, думаю, что нет. Иногда люди отказываются от овертаймов, если есть объективные причины. Обычно видно сразу, если человек устал, и темп его работы замедлился. Тогда мы пересматриваем планы, ищем другие варианты. То же самое и с моим личным темпом. Мой главный принцип — это разумность. Думаю, каждый сам может контролировать, что и как делать.

Softeq Development: 

В данный момент система работы с овертаймами в компании находится на стадии формирования. Мы хотим сделать процесс работы и оценки овертаймов прозрачным и понятным как сотрудникам, так и клиентам. Пока эта система не будет финализирована, мы бы воздержались от комментариев, чтобы не предоставлять некорректную информацию читателям.

Verv: 

Все происходит только по договорённости с сотрудниками, и обязательно вся команда должна понимает, откуда возникает такая потребность. 

Оплачиваете/компенсируете? 

Belka Games:

У нас нет установленной «таксы». Мы всегда соблюдаем трудовое законодательство Беларуси в части компенсации и оплаты дополнительного рабочего времени. И со своей стороны стараемся предложить сотрудникам дополнительные бонусы за потраченное время. 

Cactussoft:

По договорённости: денежная компенсация, дополнительный выходной. 

Onde:

В качестве компенсации — всё индивидуально: сокращённые дни или берём переработки в зачёт прошлых «недоработанных» дней. Ужин, такси — ребята обеспечиваются всем при необходимости.

Octonion Technology:

Дни/часы переработки компенсируются отгулами, эквивалентными длительности овертаймов. Опции «всем пиццы» и такси после 22:00 за счёт компании имеются. Деньгами взять нельзя, так как КПД овертайма крайне низкий, а на дистанции, возможно, и отрицательный. Стимулировать это дополнительным заработком — не лучшее решение для компании. Да и особо ушлые овертаймщики наверняка найдут, где накинуть себе пару часов или какую ещё бесполезную штуку сделать в нерабочее время.

PandaDoc:

Здесь у нас очень гибко, договориться можно о любом варианте. Закреплённых договоренностей я не встречал. Вообще, я не сталкивался с системными овертаймами, так чтобы было понятно изначально: «работаем следующие 4 субботы». Если нужен дополнительный день, то ребятам из команды обычно предлагаю взять выходной день в рабочую неделю. 

ScienceSoft:

Небольшие переработки компенсируются дополнительной оплатой. Гораздо более серьёзное последствие имеют более редкие, но большие овертаймы — когда команде приходится задерживаться на 2-4 часа после работы, работать в какой-то степени на износ.

Здесь к финансовой компенсации добавляется ещё и эмоциональная — поддержка, подбадривание от руководителей всех уровней, «разгрузки мозга» тимбилдингами, системы поощрений.

Безусловно, мы компенсируем переработки дополнительными днями к отпуску, оплачиваемыми отгулами, обедами\ужинами за счёт компании. 

Verv:

Либо компенсация деньгами, либо выходной день (на выбор сотрудника). Сопутствующие бонусы, а точнее необходимые организационные моменты — всё решается в зависимости от конкретной ситуации.

Каковы, по-вашему, последствия переработок для сотрудника? 

Belka Games: 

Безусловно, овертаймы — это не норма, и мы считаем, что постоянные переработки негативно сказываются на производительности и могут повлечь за собой выгорание. Поэтому у нас овертаймы — редкое явление, после которого ребятам всегда предоставляется время для восстановления сил. 

Cactussoft:

ИТ индустрия — не завод или фабрика. Тут нет обязаловки и работы по принципу «из-под палки». Как правило, сотрудники ставят для себя в приоритет одну из двух целей: либо работаешь за деньги, либо на результат. Те, кто мотивирован развиваться и расти, овертаймят во всех смыслах этого слова: на проектах компании, на дополнительных курсах, читая профессиональную литературу, сидя ночами над собственными проектами. Если нравится проект на работе, время не имеет такого большого значения, как результат и личный вклад в него. Но, конечно, нужен здоровый баланс.

Gismart:

Здесь многое зависит от людей, их личной мотивации и целей. Когда через овертаймы и дополнительное вовлечение в работу достигается хороший результат, это придаёт дополнительную мотивацию и силы. Мы видим, что производительность тех, кто склонен овертаймить, в разы выше. 

MakeML:

Если работать каждый день, то неизбежно наступает день, когда вообще ничего делать не хочешь.

Onde:

На эффективности такие ситуации сказываются негативно. Отдельных товарищей приходилось отправлять домой принудительно.

Octonion Technology: 

Овертаймы — зло, и это прописная истина. Если в компании нет этого понимания и овертаймы считаются нормой, на наш взгляд, это проблема. Работать много — не значит лучше. Вряд ли из работающего двенадцатый час программиста будет струится качественный, продуманный и хорошо структурированный код.

Как правило, это костыли, которые либо просто выкидывают, либо разгребают всей командой ещё пол спринта после релиза.

В итоге получаем время, которое потрачено впустую и которого так не хватает перед следующим релизом. Овертаймы не являются основной и единственной причиной профессионального выгорания. Тем не менее, физический и психологический отдых необходим любому человеку, и его недостаток может запросто стать «последней каплей».

PandaDoc

Овертаймы могут сказываться на производительности, особенно если занимаешься тем, что не нравится. Лично у меня просто накапливается усталость, если я много овертаймлю, и мне достаточно просто отдохнуть. Наверное, потому что мне нравится то, что я делаю, и я понимаю, зачем. Я бы не связывал овертаймы и выгорание напрямую. На мой взгляд, овертаймы далеко не первая причина выгорания. Если овертаймы системные и не успеваешь восстанавливаться, то да, конечно, это быстро надоест. Надо искать свой ритм. 

Rozum Robotics:

Короткие овертаймы ни на что не влияют. 

Verv:

В любой сфере систематическая переработка приводит к усталости и выгоранию, и ИT-компании здесь не исключение. Именно для этого мы стараемся планировать всю работу заранее, чтобы овертаймы были исключением из правил.

Weavora: 

По факту, трудно дать даже 6 часов высокоэффективной работы, не говоря уже про овертаймы. Если ощутимого результата за это время нет, то это уже проблемы фокуса, не очень грамотной постановки задач или прокрастинации. Овертаймы — это симптомы какой-то проблемы, которую нужно стараться устранить. Ведёт это к одному: досадным упущениям, нездоровой атмосфере и «выгоранию» сотрудника. Это ненормально!

Овертаймы — это в большей степени продуктовая история или аутсорсная? 

Fibery.io:

Не думаю, что в аутсорсинге овертаймы невозможны. Там тоже есть релизы, сложности с оценкой работы и дедлайны. Просто овертайм должен быть практикой последней надежды для менеджеров, а не затычкой для всех дыр.

GantPro: 

Думаю, что и там, и там эта история есть. В аутсорсе она скорее вызвана требованиями, сроками, бюджетами и давлением заказчика, а в продуктах довольно часто случается на драйве и по инициативе самой команды. 

Gismart:

Это история скорее личностная, и связана она с персональным отношением человека к работе, его профессиональными амбициями и целями. В целом, есть прямая зависимость — люди добиваются большего результата в том, чему посвящают много времени. 

Octonion Technology: 

Овертаймы есть везде, но они немного разные. В аутсорсе тебя как бы «просят» поработать сверхурочно, чтобы успеть к сроку и всячески мотивируют. В продуктовой истории культура компании способствует тому, что ты сам считаешь себя «должным». Это отчасти твой продукт, и ты не можешь просто забить и уйти домой. Овертаймы в продуктовой компании более качественные, но в то же время более деструктивны. Если складывается ситуация, когда сотрудник вкалывает, а продукт «не стреляет», у него появляется обоснованное предположение, что в провале виноват кто-то другой. Такая ситуация неминуемо ведёт к разрыву между теми, кто продукт разрабатывает, и теми, кто его продаёт/продвигает. Непонимание между бизнесом и разработкой для продуктовой компании может оказаться фатальным.

PandaDoc:

Овертаймы у меня были и в аутсорсе тоже. Разница лишь в отношении к ним. В продукте понимаешь, что твоя активность напрямую влияет на ваше общее дело, и я не воспринимаю здесь овертаймы как что-то особенное.

Weavora: 

Мне лично история про овертаймы больше видится в аутсорсинге, когда есть внешний заказчик, у которого могут «гореть» сроки или когда на одного человека «вешается» сразу несколько проектов. Если говорить о продукте, то тут сроки (если это не критичный фикс) не так важны. Задача легко может занять больше времени, если в процессе вносить какие-то улучшения. Результат должен нравится пользователям, поэтому качество важнее скорости. Другое дело, что мы стараемся дробить крупные задачи на более мелкие. Их легче оценить и быстрее сделать. Зависнув на одной задачей, теряешь азарт.

Как свести овертаймы к минимуму?

ArtyLine: 

Планирование + работа с мотивацией людей. Дело в том, что овертаймы могут появляться не из-за большого количества самой работы, а из-за нежелания за неё браться (сложно либо скучно). Поэтому народ до последнего ждёт, а потом жёстко овертаймит перед дедлайном — ведь большую часть времени ни черта не делали. Решение в данном случае — только здоровая мотивация.

Раньше бывало, что муж забирал у меня зарядку от ноутбука, чтобы я ночью не работала, потому как потом ходила раздражённая, уставшая и злая, и это сказывалось на состоянии всей семьи. Поэтому сейчас довольно жёстко разделяю дом и работу, иногда силой.

Belka Games:

Вопрос со звёздочкой. 🙂 Первое, что приходит на ум: лучше планировать, но здесь речь о том, чтобы закладывать больше времени на фичи, а это не панацея для бизнеса и имеет свои риски.

Fibery.io:
  1. Всячески порицать овертаймы и наделять их негативным имиджем. Люди должны понимать, что если постоянно работают в овертайме, то что-то где-то не так. 
  2. Выгонять людей в отпуск. Хорошая практика — не давать накапливать выходные дни. А то есть отдельные фанатики, которые могут работать без отпуска года три, а потом всё, конец.
  3. Не компенсировать овертаймы финансово, иначе это приведёт к их поощрению.
  4. Нанимать достаточное количество людей для выполнения работы.
  5. Но если уж очень надо, то форс-мажор должен компенсироваться дополнительным отпуском: 1 день отпуска за 1 день овертайма.

Нужно понимать, что люди очень разные. Кому-то 40 часов в неделю уже тяжело, а кому-то 60 нормально. Поэтому нужно предоставлять свободу выбора. Свободная рабочая неделя без тайм-трекинга — самое то. 

GantPro: 

Умножайте эстимейт на три и добавляйте ещё две недели.

Octonion Technology: 

В продуктовой компании часто случается, что хочется выкатить новую функциональность как можно скорее. Это выливается в попытки обмануть себя и заниженные оценки. Также разработчикам по какой-то причине тяжело даётся понимание, что необходимо закладывать время на тестирование и починку багов. Инициатива в решении этих проблем должна исходить сверху. Важно привить команде культуру объективной оценки времени на выполнение задач. Лидам необходимо принимать во внимание не только экономические и технические факторы, но и то, на что способна команда. Учиться жонглировать имеющимися ресурсами и находить ценность в промежуточных результатах. 

PandaDoc

Банальный ответ — лучше планировать. Не думаю, что есть серебряные пули.

Rozum Robotics:  

А зачем?

[customscript]techrocks_custom_after_post_html[/customscript]

[customscript]techrocks_custom_script[/customscript]

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх