Перевод статьи «Top 3 Usability Problems in Software Products».


Проблемы юзабилити (удобства и простоты пользования продуктом) лучше выявлять на ранних стадиях разработки. На ранних этапах внесение нужных изменений обходится дешевле, чем в готовом продукте. Там не менее, «при работе над проектами 50% времени программистов тратится на переделывание работы, которого можно было бы избежать», — Human Factors.
Работая в UX-команде Nearsoft, мы наблюдаем это ежедневно. Мы уже помогли нескольким компаниям улучшить пользовательский опыт в их продуктах. В некоторых случаях продукт уже был на рынке, но спрос на него был низким и это вызывало проблемы. Компаниям приходилось тратить тысячи долларов на поддержку пользователей, чтобы обучить их пользоваться приложением.
За последние пять лет мы проанализировали сотни продуктов. Это позволило нам выявить повторяющиеся проблемы юзабилити.
В этой статье мы описали самые распространенные варианты проблем, которые следует иметь в виду, создавая свое приложение. Если вы сумеете их избежать, это сэкономит вам тысячи долларов, которые иначе пришлось бы выбросить на переделывание работы. Также это позволит вам сделать ваш продукт интуитивнее, а пользователей — довольнее.
Аффорданс — интуитивная понятность интерфейса
Вам случалось видеть дверь без ручки? Как вы будете ее открывать? Для большинства людей интуитивным действием будет толкнуть дверь, ведь потянуть ее на себя невозможно. То же самое происходит, когда пользователь взаимодействует с новым для себя приложением. Он будет предполагать, что можно сделать, а чего сделать нельзя, исходя из того, что увидит. Если вы хотите подвести пользователя к какому-то действию, для начала нужно сделать так, чтобы он понял, что это действие в принципе возможно.
В мире цифровых технологий мы определяем интуитивную понятность как характеристику функционала, подсказывающего пользователю нужное поведение.
Если мы видим подчеркнутый синий текст, мы предполагаем, что это ссылка, по которой можно кликнуть. То же касается кнопок и прочих элементов дизайна. Аффорданс это способ дать пользователю подсказки относительно того, как нужно взаимодействовать с системой.
Фальшивый аффорданс
Многие программные продукты имеют фальшивый аффорданс пользовательского интерфейса. Это могут быть кнопки, не выглядящие кликабельными, или текст, выглядящий, как кнопка. Подобные вещи раздражают пользователя, ему кажется, что то, что он видит, это ошибка системы.
«Фальшивый аффорданс это когда возможности действия нет, зато есть информация о том, что действие возможно», — Interaction Design Foundation.


В цифровых продуктах можно найти много примеров фальшивого аффорданса. Их призывы к действию выглядят некликабельными или невозможными. В этой области большую роль играют цвет, контраст и иерархия. Например, во многих продуктах используется серый цвет или другие очень светлые цвета для стилизации активных кнопок. Такой стиль производит впечатление, что кнопки не рабочие, поэтому пользователь и не будет пытаться кликнуть на них.
Если у вас возникают проблемы с коэффициентом конверсии (процентное отношение посетителей, совершивших покупку или другое нужное действие, к общему количеству посетителей страницы), обратите внимание на свой дизайн. Ваши призывы к действию должны подавать правильные сигналы пользователям сайта.
Фидбэк системы
Пользователи хотят чувствовать, что они контролируют процесс. Когда речь идет о доверии к приложению, неопределенность это враг. Представьте, что вы живете в мире без обратной связи и немедленных откликов. Как узнать, открыт ли ресторан? Как нам понять, насколько быстро едет наша машина? Можно ли доверять банку, если они не дают вам чек, когда вы кладете деньги на депозит? Ответ — нет. То же случается и с взаимодействиями в цифровом мире.
Когда приложение не предоставляет пользователю исчерпывающей обратной связи, у пользователя просто не оказывается достаточно информации для принятия решения. Помните, что знания это власть. Дайте возможность пользователю быть в курсе статуса его взаимодействия с приложением — это даст ему ощущение контроля над ситуацией. В результате он попробует ваш продукт и продолжит его использовать.
«Система должна постоянно информировать пользователей о том, что в ней происходит, давая фидбэк с разумной регулярностью», — Якоб Нильсен, «10 Usability Heuristics».
Создавая свой продукт, обязательно уделите достаточное внимание обратной связи, предоставляемой пользователям. Вам помогут простые вопросы, которые нужно задать себе в процессе работы:
- Может ли пользователь узнать, успешно ли завершено действие?
- Если произойдет ошибка, сможет ли пользователь определить, где именно она произошла и что вообще случилось?


Информационная архитектура
Отсутствие информационной архитектуры это еще одна распространенная проблема юзабилити, с которой мы часто сталкиваемся.
«Информационная архитектура это искусство и наука придания формы информационным продуктам для поддержки простоты их использования и поиска», — Питер Морвилл, Луис Розенфельд.
Если вы уделите должное внимание информационной архитектуре своего приложения, это позволит вам организовать контент таким образом, чтобы пользователю это показалось логичным. Нам нравится заходить в хорошо организованные магазины, где товары помечены этикетками, где есть указатели на нужные продукты. И мы ожидаем того же от цифровых продуктов.
Мы используем много методов структурирования информации, например, карточки картотеки. С их помощью можно создавать меню, навигацию, категории контента. Также стоит упомянуть 8 принципов информационной архитектуры Дэна Брауна — хороший начальный пункт для дальнейшего изучения темы.
Избегайте переделывания работы, экономьте деньги
Мы перечислили самые распространенные проблемы юзабилити, с которыми нам доводилось сталкиваться. Настоятельно советуем вам уделять внимание пользовательскому опыту еще на ранних стадиях разработки ваших продуктов. Это позволит сделать ваш бизнес более прибыльным.
[customscript]techrocks_custom_after_post_html[/customscript]
[customscript]techrocks_custom_script[/customscript]