«Сеньор тратит на джуна 1,5-2 часа в день, очень дорого». Техлид Артём Кулик объясняет, почему компаниям не нужно много джунов

Артём Кулик — Java Technical Lead в GreyLoud. Интервьюировал джунов в компании Onde, был ментором, — пишет DEV.BY. Артём скептически относится к кредитам на ИТ, потому что знает: растить специалистов долго, дорого и трудозатратно. Возвращать вложенное джуниор начинает не раньше, чем через 6-8 месяцев. И количество джунов, которое может потянуть компания — это, по сути, количество сеньоров, которые готовы уделить время на менторство, при условии, что компания будет оплачивать эту работу.

Обучение джунов

Всего под моим началом было 5 джунов. Во время отбора смотрели на обучаемость и интерес. Прикидывали, что сможем вылепить из него за год-полтора. 

На старте джуниоры выгодны только тогда, когда есть тривиальные задачи, которые не требуют сильных архитектурных подходов, — где нужно просто писать код. Джуниор берется под такие задачи и натаскивается в течение времени. Да, бывают и такие, которых закидываешь в гущу событий и они там хорошо растут. Но чаще всего с джуном надо работать. И вопрос не в том, сколько ИТ-курсы выпустят джунов, а в том, насколько компании готовы будут потратить на них время и деньги.

У нас в Onde было два подхода к менторству:

  1. В начале дня и в конце тратили по 30 минут на джуна, чтобы не отвлекать от работы более серьезного сотрудника — сеньора или техлида. К этим 30 минутам добавлялось еще столько же времени, чтобы отвлечься от своей работы, понять, что делает человек, и после этого вернуться к своим задачам. То есть в итоге у нас уходил час рабочего времени утром и час  вечером. Когда у меня было три джуниора одновременно, я посвящал менторству шесть рабочих часов. Продуктивность моя была очень низкая. И мы решили, что такая математика не работает.
  2. Перешли на способ, когда ты в течение дня постоянно мониторишь, что делает человек и отвечаешь на его вопросы. Первые два раза просто направляешь — где что посмотреть, уточнить. На третий, если человек повторяет вопрос и понятно, что он не разобрался — отвлекаешься от своей задачи и полностью въезжаешь в его контекст. Так получилось снизить время с двух до 1-1,5 часов.

В итоге компания тратит огромные суммы денег с зарплаты сеньора и лида, которая в N раз больше зарплаты джуна. И должна быть уверена, что вложение окупится в будущем. Но решать задачи самостоятельно и приносить пользу компании джун начинает только через 6-8 месяцев после старта. Огромный буст идет сразу после конца испытательного срока или через месяц после. Само менторство продолжается до года. 

Ресурсы потратили, а человек ушёл

Чтобы такого не случалось, у нас был очень высокий порог вхождения. Искали людей действительно близких по духу. Статистика отсева — 30:1.

С двумя или тремя людьми расставались по результатам испытательного срока. С кем-то уже после четырех месяцев работы. Одному человеку не зашло, чем он занимается. Но все остальные продолжали работу в течение двух лет. Два — очень сильные математики, которых мы студентами взяли из БГУ — ушли работать один в Google, другой в Facebook. Тут нам бесполезно было сопротивляться)

Джуны

ИТ-кредиты — нереально

Когда говорят, что после ввода кредитов на ИТ, образовательные центры будут выпускать по 20 тысяч человек и 10 тысяч будут находить работу — это нереально. В Минске нет столько ИТ-компаний.

В теории джуниоры или начальные мидлы берутся на соотношение 1:1. Один сильный программист берет менторство над одним новичком.

Пласт сеньоров в компании не безграничен — это максимум 15-20%. Все остальное — люди ниже левелом.

В итоге можем прийти к ситуации, когда мидлы и сеньоры будут менторить по 5-7 человек и от этого будет страдать качество кода. Код будут писать джуниоры под надзором более мощных программистов.

Из нас, кажется, собираются делать вторую Индию, где код измеряется количеством строк и символов. Понятно, при таком притоке рабочей силы, к нам придут крупные компании, которые строят свой бизнес на том, что джунов продают как сеньеров, качество услуг станет хромать.

Что делать? Менять подход к образованию. Сейчас джуниоры, которые приходят с курсов ПВТ или онлайн-курсов, очень, очень, очень слабые. Ты понимаешь, что человек способен писать код, но логика часто хромает.

Нравится, как делают в Штатах. На курсах ученикам дается препродакшн или продакшн «проекта». Человек учится в течение 9-10 месяцев. Если у нас будет что-то похожее, джуны будут выходить более сильными и времени им надо будет уделять меньше. Значит и качество кода будет расти.

[customscript]techrocks_custom_after_post_html[/customscript]

[customscript]techrocks_custom_script[/customscript]

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх