Образ программиста в кинематографе: от небытия до спасителя

Роберт Сесил Мартин (Дядя Боб), автор знаменитых книг «Чистый код», «Идеальный программист», «Чистая архитектура» и других, помимо всего прочего имеет собственный сайт — The Clean Code Blog. Недавно он опубликовал там статью «What They Thought of Programmers», в которой проанализировал, как менялся образ программиста в художественных фильмах разных годов. Представляем вам перевод этой статьи.

Образ программиста в кино

Как в популярной культуре прошлого представляли программистов? Что люди думали о нас? Знали ли они вообще, кто мы такие? Заглянуть в прошлое может быть и интересно, и познавательно.

Важно помнить, что до 1946 года программистов в массовой культуре просто не существовало, даже сами компьютеры были практически неизвестны до поздних 1950-х. То есть, тогда крайне мало людей могло сказать, что они живут по соседству с программистом.

Сегодня, пожалуй, все люди западного мира (и развивающихся стран, по большей части) окружены компьютерами. И хотя программирование по-прежнему многим кажется чем-то загадочным, сосед-программист уже никого не удивляет.

Итак, давайте пробежимся по последним шести десятилетиям и посмотрим, как в массовой культуре менялось представление о нас и о том, чем мы занимаемся.

1956 — «Запретная планета»

Запретная планета

Начинать лучше всего с начала. Самый первый фильм, который можно отнести к жанру настоящей, классической научной фантастики, — «Запретная планета». Если вы не видели этот фильм, вы упустили нечто чрезвычайно впечатляющее. Я настоятельно советую вам его посмотреть и даже больше — изучить.

В фильме «Запретная планета» нет явных упоминаний программистов или компьютеров. Просто сами эти понятия были бы еще непонятны публике. Но там есть машина. Очень большая машина. И подразумевалось, что она наделена очень развитыми умственными способностями, но не чувствами.

Антигерой фильма, доктор Морбиус, оказался на необитаемой планете Altair 4 (спасательная экспедиция прибывает на на Altair 4 только двадцать лет спустя). Там он обнаружил машину, созданную древними обитателями планеты. Создавшие ее программисты давно мертвы, но они описываются как представители очень развитой и доброжелательной расы.

На планете есть еще одна машина — робот по имени Робби.

Робот Робби

Робби явно обладает и интеллектом, и чувствами. Он говорит по-английски с акцентом настоящего британского дворецкого (похоже на манеру Карсона из «Аббатства Даунтон»). По словам Морбиуса, это он создал Робби, так что Морбиус — определенно программист.

Морбиус усерден и строг (даже суров). Он не злой человек, но он отшельник и не слишком любит общество других людей. Он очень умен, но довольно асоциален.

Теперь припомните, что речь идет о 1950-х годах — времени, когда на слуху ракеты и атомные бомбы. Тогда существовало некое стереотипное представление об ученых, которому доктор Морбиус вполне соответствовал, несмотря на едва уловимое сходство с капитаном Немо.

1954 — «Тобор Великий»

Тобор Великий

Да, я отступаю еще на два года назад, но только чтобы сказать, что я не забыл об этом фильме. Я просто не считаю его важной вехой. Это был детский фильм, в котором частично обладающий интеллектом робот Тобор больше похож на Лесси (колли из детского сериала), чем на Робби из «Запретной планеты». Создатель Тобора — выдающийся ученый, тоже вполне соответствующий стереотипам 1950-х годов.

1966 — «Звездный путь»

Команда из Звездного пути

Из «Звездного пути» можно почерпнуть очень мало информации о программистах, за одним исключением. Там был компьютер, и он был просто очарователен. Озвучивала его Меджел Баррет, жена Родденберри (создателя сериала). Компьютер с ее голосом был совершенно «никаким». Голос был монотонным. Информация — одни факты. Компьютер никогда не предлагал собственного мнения, не выказывал никаких эмоций. Это был лишь инструмент, не более того.

Исключением был единственный эпизод под названием «The Ultimate Computer», в котором на Enterprise появился новый, умный компьютер. Его создателем (можем считать, что и программистом) был доктор Дейстрем. По сюжету и у него, и у компьютера происходит нервный срыв, и Кирку приходится «выдернуть вилку».

Подразумевается, что программисты настолько умны и увлечены своим делом, что в конечном итоге становятся эмоционально нестабильными.

Это один из первых примеров в кинематографе, когда компьютер выступает в роли злодея.

1968 — «Космическая одиссея 2001 года»

Космическая Одиссея

Hal 9000 в этой истории тоже злодей. О программисте — докторе Чандра — мы знаем мало, только то, что он научил компьютер песне.

Обратите внимание, что в этот период истории компьютер выступает в роли персонажа. Программисты, если и упоминаются, вторичны.

1970 — «Колосс: проект Форбина»

Колосс: проект Форбина

Еще один фильм, где компьютер — чрезвычайно умный злодей. Программист представлен в виде ученого (подобно доктору Морбиусу).

1982 — «Бегущий по лезвию»

Бегущий по лезвию

Здесь компьютеры — персонажи фильма, наравне с людьми. Фактически это раса рабов. Программистов мы не видим, но очевидно, что это какие-то аморальные личности.

1982 — «Трон»

Трон

В этом фильме герой-программист побеждает злой компьютер. Здесь мы впервые видим программиста в образе хорошего парня, побеждающего компьютер. «Трон» можно назвать предвестником «Матрицы», потому что в нем главный герой попадает внутрь компьютера. Поскольку он программист (несмотря на то, что его называют «пользователем»), он обладает властью.

Герой-программист здесь является ученым с мировым именем и бизнесменом. Это точно не парень, живущий с вами по соседству.

1983 — «Военные игры»

Военные игры

В «Военных играх» компьютер опять персонаж, хотя на этот раз не злодей, а наивный простофиля. Главному герою удается найти программиста, писавшего программу для этого компьютера, и уговорить его убедить компьютер, чтобы тот не разрушал мир. В этом фильме программист — известный ученый с эмоциональной травмой, а компьютер похож на ребенка, любящего играть в игры.

1984 — «Терминатор»

Терминатор

Здесь компьютеры задействованы косвенно. То есть, люди программируют злодейский компьютер, Skynet, который затем программирует терминатора убить Сару Коннор. Так что это предсказание сингулярности. Компьютеры программируют другие компьютеры.

Интересной деталью этого фильма является изображение человекоподобной машины, полностью сосредоточенной на своей миссии. Сначала вы воспринимаете терминатора практически как человека. Но постепенно человечность в нем тает. В конце вы видите лишь машину, полуразрушенную, без ног и прочих человеческих «деталей», но все еще стремящуюся к своей цели.

1986 — «Короткое замыкание»

Короткое замыкание

(Глубокий вздох) Джонни №5 это боевой робот, чья программа пострадала от короткого замыкания. Он стал чувствительным и совершенно невинным. В конечном итоге робот составляет собственный моральный кодекс, значительно превосходящий человеческий.

Здесь мы не видим работу программиста, разве что природы или Бога… И еще здесь все человеческие недостатки подчеркиваются чистотой программирования.

Фильм милый, но очень тупой.

1993 — «Парк юрского периода»

Парк юрского периода

Это наше первое беглое знакомство с программистом как человеком. Деннис Недри не сумасшедший ученый, не выдающийся исследователь, а просто обычный программист. И человек со всеми своими недостатками. Да, там есть что-то из стереотипов, вроде обитания в подвале и поедания бисквитов, но здесь впервые программист представлен как человек, который вполне может жить по соседству с вами.

Компьютер в этом фильме вообще не персонаж. Это просто инструмент («система Unix»).

1995 — «Сеть»

Сеть

Главная героиня — программист. Чтобы сломать коварные планы злоумышленников, ей приходится использовать свои навыки в программировании. Еще один случай, когда программист — обычный человек, возможно, ваш сосед.

1999 — «Матрица»

Матрица

Все человеческие персонажи — программисты. Все они живут по соседству с вами. Но, приняв красную таблетку, они переносятся в альтернативную реальность, где могут «видеть» код. Они ввязываются в апокалиптическую борьбу добра со злом. Главный герой — некто вроде Иисуса.

Итоги

Обратите внимание на изменения, происходившие со временем. Постепенно компьютеры из главных героев (хороших или плохих) превращаются во второстепенных персонажей, а затем становятся просто инструментами. Программисты сначала вообще не участвуют в повествовании, затем это сумасшедшие или травмированные ученые, на смену которым приходят Природа или Skynet, которых сменяют обычные парни, живущие по соседству, а в конечном итоге программист выступает в роли Спасителя.

Демонстрирует ли это процесс смены восприятия программистов в обществе? Люди и правда считают, что программисты, живя рядом с ними, являются скрытыми спасителями? Ну, может, не стоит так уж сильно углубляться.

Обратите внимание, что мой обзор заканчивается перед началом нового тысячелетия. С тех пор вышли какие-то фильмы, где программисты играют заметную роль?

Собственно, я полагаю, что мы сошли с экранов и стали частью киноиндустрии. Сегодня практически никакое кино не делается без применения компьютерной графики и, соответственно, программирования. Так что теперь люди знают нас гораздо лучше. Мы и вправду живем по соседству. И больше нет нужды помещать нас на широкий экран.

[customscript]techrocks_custom_after_post_html[/customscript]

[customscript]techrocks_custom_script[/customscript]

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх