Как 16-летний белорус уехал в московский «Яндекс»

0
701
views

Шестнадцатилетний Павел Галимов, как и многие сверстники по всему миру, учится дистанционно. Отличие одно — Паша перешёл на «удалёнку» ещё в прошлом году, потому что бросил школу в Могилёве и переехал в Москву работать в «Яндекс». Юный сотрудник компании рассказал DEV.BY о том, как #войтивайти со школьной скамьи, работая каждый день, не просесть по учёбе, а ещё каково сидеть на карантине в другой стране. 

«Работал на навык — был не настолько крут как дизайнер, чтобы брать деньги»

— Я родился и вырос в Могилёве. Компьютерные игры были у нас в семье сведены к минимуму — вместо этого мы с братом изучали программы, занимались моделированием поделок, собирали конструктор. В 12 лет я освоил Photoshop и почти весь пакет Adobe, в 13 начал применять свои знания на практике. Как раз тогда родители купили мне фотоаппарат — и я «за шоколадку» снимал друзей и знакомых, делал видео-поздравления.

Я искал себя — изучал 3D- и 2D-анимацию, одно время хотел стать iOS-разработчиком и начал учить Swift по видео из YouTube. В школе нам преподавали информатику на базовом уровне: мы изучали Word и Paint, немного Pascal, а я хотел создавать сайты — поэтому сам понемногу освоил HTML CSS. 

Позже через друга я познакомился с человеком, который находил заказы на дизайн сайтов и мобильных приложений — и «кидал» их мне. Я работал на навык — ведь я был не настолько крут как дизайнер, чтобы брать деньги. Но я понимал, что получаю от этого бесценный опыт общения с заказчиком. 

В 9 классе я поступил в лицей, выдержал там 2 месяца — и забрал документы. У меня тогда состоялся не очень приятный диалог с директрисой: она никак не могла взять в толк, отчего я ухожу из такого «престижного места».

Да просто потому что мне хотелось больше уделять времени своему любимому делу, а не бесполезным занятиям — я мечтал уехать в Питер работать во «Вконтакте». Но я ей этого, конечно, не сказал: она бы не поняла.

Я вернулся в школу, и жизнь потекла по-старому: по ночам я выполнял заказы на фрилансе, а утром не мог оторвать голову от подушки — нередко пропускал первый урок. Я не был активным учеником: часто садился за последнюю парту, открывал с телефона статьи по дизайну — и читал. Но зато я придумал свою схему, как получать оценки: подходил к учителям и предлагал сделать презентацию по следующей теме — а потом выступал перед классом. Я понимал, что это отличная возможность потренировать свои софт скилы здесь и сейчас. Ведь в будущем мне придётся выступать перед незнакомыми людьми.

«За 10 дней до окончания четверти сделал 70 домашних работ, получил оценки и оффер»

В феврале прошлого года мой девятнадцатилетний брат уехал работать в Минск. Тогда я подумал, что сам ведь ничем не хуже — почему бы не попробовать. Завёл профиль на Linkedin и HeadHunter, начал мониторить вакансии и писать рекрутерам. Откликнулся, по-моему, на 150+ предложений — но рекрутеры меня игнорировали, хотя свой возраст я скрывал.

Первое очное собеседование у меня состоялось в марте в Akveo. Я провел всего час в их минском офисе — и понял, что хотел бы там работать. Они, конечно сразу спросили: «Сколько тебе лет?» Но тем не менее дали тестовое задание — я выполнил его не очень хорошо, но попросил дать шанс переделать. В итоге мне сказали, что я справился. 

Спустя неделю мне написала рекрутер из этой компании и предложила летом приехать на стажировку. Я был так рад. Я проработал в Минске 3 месяца, и очень жалел, что не могу остаться ещё — нужно было возвращаться в школу. 

Я искал варианты, как учиться и при этом продолжить работать. Думал о вечерней школе, но, как оказалось, их по всей стране закрыли. Ладно, решил я, тогда буду только учиться, а параллельно изучать программирование — даже купил MacBook. И тут мне написала рекрутер из «Яндекса» и предложила стажировку в московском офисе. 

Родителям очень непросто далось это решение, но они отпустили меня. Они вообще всегда давали нам с братьями и сестрой свободу выбора. Говорили: «Окей, пробуйте, а мы будем рядом». Когда встал вопрос, как совместить учёбу в школе с работой в «Яндекс», мы вместе начали искать варианты. В Беларуси дистанционного образования для школьников в тот момент не было, но мы нашли онлайн-школу в России. За 10 дней до окончания четверти я сделал 70 домашних работ, получил оценки по всем предметам, а главное — я прошёл ещё 2 собеседования с дизайнерами «Яндекса» и получил оффер. Моей радости не было предела. 

«Учёба занимает часа 2-3, этого хватает, чтобы усвоить программу»

На работу я вышел только 22 января — до этого нужно было уладить ещё формальности со школой и подготовить документы. Компания оплатила мне переезд, сняла жильё в Москве. Первую неделю «для подстраховки» в Москве оставался папа, потом он уехал.

Как подросток я могу работать не более 7 часов ежедневно во время школьных каникул, остальное время — не более 3,5 часов в день. Остальное время посвящаю учёбе — и вроде пока ничего не проседает. Мой распорядок дня таков: встаю в 8:00, быстро завтракаю и до 10:00 занимаюсь английским. Мой старший брат — учитель английского, он мне помогает. С 11:00 я обычно уже в офисе, хотя сейчас с введением «удалёнки» — даже раньше. По пути на работу я обычно смотрел обучающие видео, а ещё читал, в том числе и dev.by. 

По окончании работы «иду» в школу — смотрю видео-уроки, делаю домашние задания, а потом отправляю на проверку учителю. Учёба занимает часа 2-3, этого хватает, чтобы усвоить программу. Сейчас я учусь по пятибалльной системе, мой средний балл — 4, мне этого достаточно. 

Приоритеты для себя я расставил так: большую часть времени уделяю языкам — русскому и английскому, остальные предметы мне менее интересны, но совсем из изучения я их не исключаю. Раньше я дополнительно изучал Swift и налегал на математику, но сейчас забросил — мне больше интересен дизайн.

«В 11-м классе выделю месяц на ресёрч, изучу, что предлагают вузы, и приму решение»

В «Яндексе» я занимаюсь персональными сервисами — это Почта, Диск и другие. Ещё во время собеседования с моим будущим руководителем я понял, что в «компании делают упор на UX — и мне это понравилось. 

У меня есть ментор, он потрясающий — так умеет всё разложить по полочкам, что задача перестаёт казаться неподъёмной. Между нами около 10 лет разницы, но я её почти не чувствую — мы работаем одной командой. На первых порах я обращался к нему довольно часто, потом реже — 2-3 раза в день. А сейчас, если задача ясна, я могу показать свою работу в конце дня, чтобы свериться, в верном ли направлении двигаюсь. 

Сейчас из-за карантина приходиться работать из дома. В офисе я не был с середины марта — с тех пор, как «Яндекс» рекомендовал своим сотрудникам работать удалённо. Но я бы не сказал, что это что-то сильно изменило в моей работе. 

Из дома выхожу только в магазин и больше никуда. Если честно, я и раньше все дни проводил за компьютером, по Москве не особо гулял. Разве что до пандемии по вечерам ходил в спортзал — сейчас, увы, не получается, занимаюсь дома.

В данный момент я не задумываюсь над тем, пойти мне через год в вуз или нет. Однозначно я хочу заниматься дизайном. Но нужно ли мне для этого высшее образование — решу позже, мне не хочется уделять этому время сейчас, у меня есть более интересные занятия. 

Это не значит, что я отношусь к этому легкомысленно: для себя я определил так — в 11-м классе я выделю месяц или два на ресёрч, изучу, что предлагают вузы, пообщаюсь с преподавателями и выпускниками, и спокойно приму решение. Я всегда так делаю: думаю медленно, но решаю быстро. 

Я не знаю, что будет со мной через 5 лет, и уж тем более через 10. Возможно, я вообще не буду заниматься дизайном — а попробую себя в другой профессии. Упереться в «потолок» спустя каких-нибудь 10 лет не боюсь, мне нравится учиться новому и пробовать себя в чём-то ещё. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here