У 30-летней Натальи Шабини из города Лубны Полтавской области необычная история, — пишет DOU.UA. — После окончания вуза в Киеве она работала на ресепшене в редакции газеты, писала статьи о культуре, а потом решила стать программистом и переехать в Европу. Волонтерство, работа няней, подработки в университете… А еще ради своей цели пришлось выучить нидерландский и французский языки.
Со времени переезда Натальи в Европу прошло почти восемь лет, и она достигла своих целей: закончила колледж в Бельгии и получила диплом бакалавра информатики, работала программистом в консалтинговой компании, а недавно ее повысили до тимлида.
«Мама говорила: будь кем угодно, только не программистом!»
— Прежде всего расскажи, чем сейчас занимаешься и что делала до того, как пойти в программирование?
Я работаю в консалтинговой компании Arhs. Мы делаем проект для Европейской комиссии — разрабатываем портал по поиску работы EURES. У нас две команды разработчиков, и я тимлид одной из них. Из основных языков программирования владею Java, в компании пользуемся Spring Framework. На фронтенде это Angular и AngularJS.
Когда училась в школе, попала на год в США по программе школьных обменов FLEX. Это был очень крутой опыт! Когда вернулась, пыталась поступить в киевский вуз, где обучение проходило бы на английском языке. Я всегда любила математику, и мне показалось, что логичным выбором будет экономический факультет Христианского университета. Но когда получила диплом бакалавра, то поняла, что ошиблась в выборе. Не было ощущения, что я что-то умею, не знала, куда идти работать.
Случайно от подруги узнала о вакансии ресепшиониста в англоязычной газете Kyiv Post. Это было в конце 2009 года. Обязанности стандартные: отвечать на телефонные звонки, заказывать воду и все необходимое в офис и так далее. Позвонила, прошла собеседование и начала работать. Редактор видел, что я стремлюсь к большему, и примерно через полгода предложил попробовать писать статьи. Так я стала журналистом. Писала в основном о культурных событиях, были статьи и на социальные темы.
Я проработала почти два года, мне все нравилось: быть в гуще событий, узнавать постоянно что-то новое, общаться с коллегами. Но скоро поняла, что не вижу результата своей работы. Ну написала я о проблеме или каком-то интересном событии — и что?
— И поэтому ты решила пойти в программисты?
Мне всегда нравилось решать задачи. Как электрик, например. Есть проблема — что-то не работает, сломалось, чем-то неудобно пользоваться — пришла я и все порешала. Помню, как, работая в Kyiv Post, с завистью наблюдала за программистами, которые разрабатывали админку сайта. Мне казалось, что это очень круто — создавать что-то, чем люди потом пользуются.
Потом было несколько случайных бесед со знакомыми программистами, когда они показывали свои проекты и рассказывали, чем занимались. Вспомнила, что в университете была пара предметов по программированию и базам данных и мне они очень нравились. Плюс любовь к математике. Однажды меня осенило — я хочу второе образование, хочу попробовать себя в программировании! И пошло-поехало. Моя мама, которая сама всю жизнь работала программистом в Советском Союзе, очень удивилась.
— Мама-программист — это интересно! Почему она удивилась?
Тогда это была совсем новая профессия. Мама закончила прикладную лингвистику в Харькове в 1980-х, и они с папой переехали в Россию, в город Муром. Там она работала на приборостроительном заводе, делала исчисления для автоматизации процессов на производстве. Мама рассказывала, что компьютер занимал целую большую комнату. Программа писалась вручную, потом переносилась на перфокарту, тоже вручную.
Уже в 1990-х, когда мы вернулись в Украину, мама начала программировать на FoxPro, позже и другие языки выучила. Она у меня очень крутая! Помню, как мы с сестрой вечером ложились спать, а мама садилась учить новый язык программирования. И это после полноценного рабочего дня и вечера с детьми с домашними хлопотами!
Мама очень не хотела, чтобы я была программистом. Говорила: будь кем угодно, только не программистом! Мол, профессия сложная, надо сушить голову, еще и ночью спокойно не поспишь — все думаешь, где ошибка. Сейчас, конечно, намного проще. Ведь есть программы, что помогают, исправляют простые ошибки. Правда, ночами и я, бывает, не сплю — прокручиваю все в голове, ищу ошибки.
— Но ты решила не просто стать программистом, а еще и переехать в Европу!
Да. Уехать в Европу я хотела давно, а работа журналистом только усугубила это желание. В нашей стране столько проблем, я просто перестала видеть свое будущее здесь. И решила получить второе высшее образование — по информатике уже в Европе. Вопрос был — как туда попасть.
От подруги узнала о Европейской волонтерской службе в Нидерландах, которая тогда набирала волонтеров из других стран. Это было в 2012 году. Мне показалось, что это отличный способ попасть в Европу.
Жилье и питание для волонтеров было бесплатное, даже давали небольшие деньги на карманные расходы. Жили мы с другими волонтерами в небольшой квартире. Я была ассистентом — занималась организацией тренингов личностного роста для молодежи. Служба делала и тренинги для молодых людей с особенностями, физическими или психическими. Идея была в том, чтобы дать представление о самых простых профессиях, которые они могут получить. Например, мы делали тренинги для молодежи с умственными отклонениями, чтобы показать им специфику работы в приютах для животных. Было интересно, и я чувствовала, что приношу пользу.
Но главное — целый год работы волонтером я усиленно учила нидерландский язык. Затем сдала экзамен, чтобы подтвердить знание языка, достаточное для поступления в местный вуз. А потом узнала, что учеба в местном университете для граждан стран-не членов ЕС слишком дорогая. Очень расстроилась, непонятно, что делать дальше… И тут случайно знакомый рассказал, что в соседней Бельгии обучение стоит всего 600 евро в год для граждан любой страны. Я не поверила, написала в один из университетов письмо, и они все подтвердили.
«В университете все просто и справедливо, не выклянчить ничего и никак»
— В университет ты поступила уже в Бельгии?
Да. Решила поступать в вуз города Левен, там был подходящий факультет. Это было в 2013 году. Чтобы пожить в городе и посмотреть, что к чему, нашла здесь семью по программе Au Pair. По сути это работа няней и помощницей по дому взамен на проживание, питание и карманные деньги. В моей семье было трое детей и очень занятая мама, поэтому работы было много. Но с детьми было интересно. А еще я совершенствовала нидерландский, ведь одно дело говорить на языке, а другое — учиться на этом языке программированию вместе с местными! Волновалась, что не смогу все понять.
Примерно через 9 месяцев работы няней я подала документы в Католический университет Левена на информатику. Но была разочарована: информация, которая там преподавалась, оказалась очень теоретическая. А мне хотелось прикладных знаний, я хотела программировать! Потом узнала, что в Бельгии есть разделение на академический бакалаврат, который получают в университете, и прикладной профессиональный бакалаврат, что получают в хохесхол (что-то вроде нашего колледжа). Первый готовит студентов к научной карьере, а второй — к работе по профессии. Так что проучилась в Католическом университете всего полгода и перевелась в хохесхол Левена. Через три года получила диплом бакалавра информатики.
Учебная программа обыкновенная: основы программирования, базы данных, алгоритмы, принципы объектно-ориентированного программирования, операционные системы, компьютерные сети и общие предметы типа коммуникации или французского языка. Пригодилось очень многое, дало понимание основ компьютерной науки и базу для изучения новых языков программирования.
— Учебный процесс сильно отличается от украинских вузов?
Конечно. Например, здесь дают много самостоятельных заданий. Выучить то-то и то-то, разобраться, а во время семинара уже задавать вопросы и практиковаться. Еще приятно удивило то, что в Бельгии нет никаких «договорняков». Не сдал экзамен — приходи на пересдачу в августе. Не сдал снова — слушаешь предмет еще раз. Все просто и справедливо, не выклянчить ничего и никак. Ну и нет этой беготни с цветами на экзамен, подарками. Мне это очень нравилось.
— Кроме тебя на потоке еще были иностранцы?
Была еще одна девчонка из России, ее мама вышла замуж в Бельгии. И был студент из Ирана. Кстати, случались с иностранцами и казусы. Например, оказалось, что все студенты должны пройти три семестра обучения французскому языку, чтобы получить диплом. Все-таки Бельгия двуязычная страна, где говорят на нидерландском и французском. Местным студентам сдать экзамен было не сложно, ведь они учили французский в школе. А я французский совершенно не знала. Пошла к декану просить сделать для меня исключение, мол, я же иностранный студент. Но мне не разрешили, правила одинаковые для всех.
Пришлось пойти на курсы французского, все три семестра прошла с хорошими оценками. С одной стороны, сложно было. Учеба по специальности, подработки, курсы французского… Зато теперь знаю на неплохом уровне еще один язык!
— На что ты жила все это время?
Подрабатывала. Со второго курса помогала делать веб-сайты университету. Это были простые сайты о деятельности вуза, но эта работа дала возможность практиковаться. А летом пошла в компанию, которая разрабатывала сайты для интернет-магазинов одежды. Писала им автоматические тесты на Java.
Мне очень помогли родители. Они выгодно продали дом бабушки и переслали мне примерно 10 тысяч долларов. За это я им бесконечно благодарна! Потом, когда заканчивала вуз в Бельгии, встретила молодого человека, моего нынешнего мужа. Жили мы у него, так что я экономила на жилье. Но даже без денег родителей и без помощи мужа я бы справилась. Просто училась бы не три года, а дольше, ведь пришлось бы больше работать. Выжить можно, окончить университет таким образом можно. Но это сложно.
— Действительно, сложный путь… Не жалеешь, что решила получать высшее образование программиста, а не, скажем, учиться самостоятельно?
На тот момент мне хотелось получить качественное второе высшее образование. Сейчас времена меняются, есть невероятное количество возможностей изучать программирование онлайн (freeCodeCamp, например) Но, думаю, изучить основы реально на высоком уровне самому хотя и возможно, все же труднее. Одно дело, писать код, что работает, и совсем другое — код, который легко читать, тестировать и адаптировать. Можно также изучать программирование онлайн с помощью Coursera и видео на YouTube. Или писать код для опенсорс-проектов, где вам также дадут обратную связь.
Если бы я могла вернуть время назад, я бы не поступала в университет в Украине, а учила бы язык и сразу уехала на учебу в Европу. Оставаться потом в Европе или нет — это вопрос десятый, но поучиться и пожить очень интересно. Естественно, мой путь подходит не всем. И он был достаточно тернистым и запутанным.
— Работу после вуза сложно было найти?
Очень легко, здесь за выпускников идет борьба. На последнем курсе делают ярмарку вакансий, где можно поговорить с разными компаниями и посмотреть, чем кто занимается. Я пошла на первую работу в консалтинговую компанию, которую знала еще со времен учебы. Там проработала год на должности джуниор-программиста и была фронтенд-разработчиком на AngularJS. Но там мне не очень нравилось — я была одна на проекте на этой технологии и мне не было у кого учиться.
Нашла по объявлению работу в нынешней компании — просто подала резюме и прошла пару собеседований. Здесь работаю чуть больше двух лет. Начинала программистом Full-stack. Но команда росла, и в определенный момент нас разделили на две группы. Так возникла потребность в новом тимлиде. Предложили мне.
«При обсуждении зарплаты иностранцам сложнее»
— Как ты живешь сейчас? Как к девушке-программисту из Украины относятся в Бельгии?
Я подаю документы на гражданство. Надеюсь, что получу. Для этого надо прожить в Бельгии минимум 5 лет с постоянным видом на жительство. Еще нужно подтвердить знание минимум одного из государственных языков и доказать интеграцию в общество. Например, иметь работу, учиться в университете и тому подобное. Мой диплом учебы на нидерландском и наличие работы для этого достаточны.
Мы с мужем снимаем небольшой домик за городом. Есть своя лужайка и даже небольшая теплица, где я выращиваю огурцы и зелень. Рядом лес. Компания оплачивает мне машину и бензин, так что до работы ехать удобно и быстро. У мужа тоже рабочая машина, правда, его компания сейчас из-за кризиса переживает не лучшие времена.
Я всегда любила путешествовать. Как только начала работать в Киеве, по каучсерфингу объездила всю Европу. К счастью, мой муж тоже путешественник. Недавно мы с ним посетили Японию. Я была потрясена этой культурой! Еще муж меня подсадил на дайвинг. А в свободное время учу испанский. Очень классный язык, я вообще люблю все испанское.
На дискриминацию особо жаловаться не могу, при приеме на работу даже чувствовала, что тот факт, что я приехала в Бельгию, выучила язык и училась на программиста, производил хорошее впечатление. Единственный раз, когда я столкнулась со странным отношением, был при поиске стажировки. В одной из компаний на вопрос о том, какие стажировки они предлагают, ответ был не по теме, а что нужно пройти тест и он очень сложный. Человек был уверен, что я с тестом не справлюсь, хотя не знал обо мне и моих оценках ничего. Но не могу утверждать, было ли это из-за моего акцента, пола, либо же просто я ему не понравилась.
А вот при обсуждении зарплаты иностранцам сложнее, это я испытывала даже на себе. Также знаю истории украинских или российских специалистов с многолетним опытом работы, которым платили зарплату как бельгийскому новичку. Особенно сложно тем, кто завязан на разрешении на работу. Нужно знать рынок и быть начеку везде, включая такие страны, как Бельгия.
В Бельгии, кстати, мало девушек-программистов. Я бы сказала даже, не больше 10%, это с натяжкой. Не знаю, насколько ситуация в Украине лучше или хуже. В один момент нас на проекте было три программистки из 20 сотрудников — это был аншлаг. Сейчас я единственная женщина-программист во всем офисе. Есть женщины-программисты, которые меня вдохновляют, но это скорее потому, что они крутые, а не потому, что они представительницы женского пола. Например, Gayle Laakmann Mcdowell и Jessica Su.
Еще с нами на информатике училась слабовидящая женщина, которая ходила с собакой-поводырем. Ей нужно было увеличивать текст до уровня пары слов на весь экран, но она справлялась! Закончила обучение и была даже награждена призом «Лучший студент информатики».
— Друзей среди местных удалось завести?
Почти нет, хотя в Бельгии живу больше семи лет. По характеру я интроверт, люблю глубокое общение, беседы о важном и по душам. Так что разговоры на любимую тему бельгийцев — кто что сегодня будет есть на ужин — меня не привлекают. А строить глубокие дружеские отношения с местными в Бельгии сложно. Бельгийцы — консерваторы, редко переезжают и часто остаются жить там, где выросли. Дружат с теми, кого знают еще со школы, и к ним трудно влиться в круг общения. Такого мнения не только я, но и очень многие иностранцы, которые здесь живут годами. Так что дружу я с такими же иностранцами, как и я — украинцами, русскими, канадцами, мексиканцами. Муж мой родом из Марокко. Поэтому в нашем кругу общения глобализация на лицо.
— Какие у тебя цели, что хотелось бы сделать?
Амбиция у меня простая и немного «японская» — хочу быть хорошим специалистом, который отлично разбирается в программировании, построении программного обеспечения, а также быстро и качественно выполняет свою работу. А еще быть таким человеком, с которым люди хотят работать в команде, помогать и обучать тех, кого могу обучить, и учиться у тех, кто что-то умеет лучше, чем я.
[customscript]techrocks_custom_after_post_html[/customscript]
[customscript]techrocks_custom_script[/customscript]