Доменные войны и перехват пользователей: «черная» конкуренция в сети

Доменные имена нередко становятся предметом спора. Одни зарабатывают на перепродаже сайта, зарегистрированного под известным товарным знаком, другие — используют известность конкурента, чтобы получить трафик на свой сайт. Сайт DEV.BY обсудил с экспертами судебной практики REVERA Юлией Ошмян и Камалем Тереховым возможные риски и инструменты защиты доменного имени.

Когда возникают доменные споры

1. Регистрация доменного имени с преступным интересом

Регистрируется доменное имя, маскируется под сайт другой организации для преступных целей, к примеру, для фишинга — перехвата личных и банковских данных пользователей.

Доменное имя регистрируется с ошибкой или в другом домене верхнего уровня. Ничего не подозревающие пользователи заходят на копию сайта, делают «заказ» и вводят свои персональные и банковские данные. Но в итоге пользователи не получают «заказанные» ими товары, а злоумышленник получает доступ к их банковским данным, которые перепродаются или используются для хищения денег.

2. Киберсквотинг

Это недобросовестная регистрация доменного имени под товарный знак существующей компании, как правило, для его перепродажи владельцу товарного знака.

К примеру, лицо регистрирует в национальной доменной зоне доменное имя. Оно соответствует товарному знаку компании, которая на рынок этой страны ещё не вышла. Самый известный случай в Беларуси — дело 2008 года в отношении Google.by. Компания Google Inc. доказала в суде незаконное использование фирменного наименования и товарных знаков в доменном имени google.by, принадлежащем белорусской компании.

3. Перехват пользователей

Компания регистрирует доменное имя, схожее с товарным знаком или наименованием конкурента. По аналогии с фишингом, пользователи переходят на сайт конкурента и приобретают товар или услуги у него. Компания получает приток пользователей и дохода за счет известности своего конкурента, который их недополучает.

Встречаются случаи «черной» конкуренции, когда компания через перехват пользователей умышленно портит деловую репутацию конкуренту: поставляет некачественный товар, представляясь конкурентом, срывает сроки.

4. Перехват доменного имени конкурентом и «патентный троллинг»

Например, компания зарегистрировала доменное имя, однако не имеет зарегистрированного товарного знака. Конкурент, входя на рынок, регистрирует на себя товарный знак и на основании этого требует перевести доменное имя на себя. В результате владелец доменного имени теряет свой сайт.

Перехватом доменных имен могут заниматься так называемые «патентные тролли». Они регистрируют товарные знаки в отношении обозначений, которые используют реальные компании, и потом требуют от них выплатить компенсацию или передать доменное имя.

Причём здесь товарные знаки, если речь идет о доменных спорах?

Доменные споры связаны со спорами об исключительном праве на товарный знак (знак обслуживания), фирменное наименование, реже — с вопросами о недобросовестной конкуренции и деловой репутации. 

С точки зрения права доменное имя — это лишь буквенно-цифровое обозначение, зарегистрированное в определенном порядке. В большинстве случаев доменные споры касаются не столько самого доменного имени, сколько использования товарного знака без согласия владельца при регистрации доменного имени. Владелец товарного знака вправе оспаривать регистрацию доменного имени другим лицом без его согласия. Также он может потребовать, чтобы ему возместили убытки или выплатили компенсацию.

Где обычно рассматриваются такие споры

Существуют национальные и международные доменные споры.

Международные споры касаются доменных имен с использованием общих доменов верхнего уровня gTLD (таких как, .com, .net, .org, .info, .biz и.name) и некоторых национальных ccTLD (к примеру, .AE (ОАЭ), .CH (Швейцария), .UA (Украина), рассматриваются на основании UDRP Policy. Это единая политика разрешения доменных споров, разработанная Всемирной организацией интеллектуальной собственности (WIPO). Споры рассматривает один из аккредитованных арбитражных органов, преимущественно — WIPO Arbitration and Mediation Center.

В процедуре UDRP Policy в среднем рассматривается около 300 споров в месяц. За 2019 год было рассмотрено 3693 спора, но споры с участием белорусов — редкость. В 2019 году таких споров было 6, в 2013–2018 годах — по 2-3 спора в год. Для сравнения, в 2019 году с участием владельцев доменных имен из Польши — 15, из России — 93, из Украины — 40. Около четверти всех споров с владельцами из США — 953 спора в 2019 году. Большинство споров связано с доменами.com (около 75%), а также.net (12%), .org (7%), .info (2%) и.biz (2%)

Что UDPR Policy дает владельцу товарного знака

UDRP Policy дает владельцу товарного знака возможность в ускоренном порядке прекратить регистрацию или перевести на себя доменное имя, где такой товарной знак используется.

Вся процедура рассмотрения спора происходит в течение двух месяцев, без проведения устных слушаний или вызова сторон — только на основании документов. Стоимость процедуры зависит от количества спорных доменных имен и количества арбитров — от 1 500 до 5000 долларов. Если жалоба подается в отношении больше 10 доменных имен — сумма сбора определяется WIPO.

Что необходимо учитывать при регистрации доменного имени

  1. Рекомендуется проверять на доступных сайтах, к примеру, WIPO или НЦИС, что ваше доменное имя не нарушает чьих-либо прав на товарный знак.
  2. При регистрации доменного имени, в отношении которого может возникнуть спор на основании UDRP Policy, рекомендуется указывать актуальные реквизиты, чтобы не пропустить возможную жалобу.
  3. При поступлении от WIPO уведомления в порядке UDRP Policy в отношении доменного имени необходимо оперативно подготовить отзыв на жалобу и подать ее в установленные сроки. В противном случае существует высокий риск потерять доменное имя, а UDRP Policy не предусматривает процедуру обжалования.
  4. Для собственной защиты рекомендуется «формализовать» используемое буквенно-цифровое обозначение в доменном имени и зарегистрировать в установленном порядке товарный знак. Если вы этого не сделаете — за вас это могут сделать конкуренты или «патентные тролли».
  5. Дополнительный вариант защиты собственного товарного знака — регистрация нескольких доменных имен, созвучных товарному знаку, чтобы исключить возможность их регистрации для фишинга или недобросовестной конкуренции.

[customscript]techrocks_custom_after_post_html[/customscript]

[customscript]techrocks_custom_script[/customscript]

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх