О мотивации в индустрии ИТ

Для типичного айтишника главный мотив работы – ежемесячная оплата труда. Владимир Мельник в статье, опубликованной на сайте proglib.io, рассмотрел финансовую составляющую мотивации в ИТ и объяснил, почему, по его мнению, вся эта махина движется «не туда».

Мотивация – то, что движет человеком. То, на основе чего человек задаёт вопросы, то, чем пропитан каждый его вопрос. Когда основная мотивация человека – ежемесячная плата, первым по важности вопросом будет: получу ли я зарплату за текущий месяц? Через полгода? Год? Когда человек уверен, что в ближайшее время всё будет ОК, он начинает думать о более далёкой перспективе. Если началась шумиха вокруг React – нужно изучить React, если Flutter и Dart – Flutter и Dart.

Маркетологи крупных корпораций научились манипулировать представителями самой прикладной из самых «умных» профессий. Новенький ReasonML от Facebook уже превосходит по популярности OCaml 1996 года рождения. А язык Go от Google показал такой стремительный рост, который до того мало какой язык программирования демонстрировал.

В результате такой мотивации появляются проекты отвратительного качества с кучей зависимостей, которые никто адекватно и не освоил. А все, кто ими занимался, уже разбежались по другим компаниям внедрять новые технологии.

Я не хочу обвинять разработчиков в непрофессионализме. Компании – в особенности аутсорсинговые – сами подталкивают их к такому поведению. Условное зло происходит именно по причине того, что не выровнены цели компании и цели сотрудников. Как в басне про лебедя, рака и щуку.

«У нас есть интересные задачи!»

Ещё ни разу я не видел интересных задач у тех, кто их упоминал. Более того, человек ищет не работу или интересные задачи, а решение собственных проблем: синдрома самозванца, заниженной самооценки, ожидаемого признания важности и полезности.

Такие искатели способны создавать неплохие проекты или, по крайней мере, продолжительное время поддерживать их работу. Но им необходимы внимательные лидеры – cвоего рода психотерапевты, которые помогут и раскрыться профессионально, и стать взрослой личностью. В противном случае эти специалисты будут погребены на работе.

Я не видел, чтобы кадровики занимались этими вопросами. Обычно они созваниваются с сотрудником раз в три месяца узнать как дела. Просто в их календаре отмечено, что нужно спросить как дела.

«У команды должен быть овнершип!»

Единственный овнершип, который у нас есть – это деньги, что прилетают раз в месяц на карточку. Но даже над нашими деньгами государство имеет больше власти, чем мы сами.

Если у команды есть овнершип – это означает, что команда в доли: каждый может выйти, забрать или продать собственную долю. Это я пытался организовать в Stoa.

В противном случае на человека пытаются повесить ответственность, несоразмерную личной заинтересованности. Каждый из нас время от времени оказывается в такой ситуации, когда границы не очерчены и не защищены. В результате приходится просто пахать.

Но пора понять, что пока сотрудник не в доле, проблемы бизнеса – это проблемы бизнеса. Если менеджмент неспособен эффективно использовать восьмичасовой рабочий день сотрудника или имеет завышенные ожидания, это не проблема работника. Вы не должны демпинговать и перерабатывать сверхурочно, изучать что-то на выходных и т. д. Тем более это не ваша проблема, если такую же работу вы можете найти в течение недели.

«Всё держится на тебе!»

Особенно эту фразу нравится слышать людям с заниженной самооценкой. Так можно ощущать себя важным, получая за труд то же самое вознаграждение. И даже меньшее, чем зарплата тех, от кого мало что зависит и на ком ничего не держится. Этот популярный приём просто позволяет удерживать человека на месте, не поднимая оклад.

Проект – не ваш ребёнок. Это чужой барашек, за которым вы ухаживаете как ветеринар. Вам платят за визит, потраченное время, оказанную помощь. Но если барашек плох и годится только на отбивные – что ж, так тому и быть.

– Куда же ты?! Все держится на тебе!

– В таком случае, вам всем…

«У нас можно прокачаться!»

Это, практически всегда, обман. Более того, в горьких уроках нет большой нужды – знать что делать многим полезнее, чем знать чего не делать.***

Примечание автора: В телеграме я веду канал IT Rampage, где пишу об ИТ, программировании, разработке и своих попытках организовать собственное дело. Буду рад увидеть вас в подписчиках!

[customscript]techrocks_custom_after_post_html[/customscript]

[customscript]techrocks_custom_script[/customscript]

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх