Перевод статьи «“What is your current salary?” is a red flag that you don’t want to work here».
Спрашивать на собеседовании, какая у вас зарплата на данный момент, — незаконно. На подобные вопросы нужно реагировать соответственно.
Пугающий вопрос о зарплате
Контекст:
Вы проходите начальное собеседование в телефонном режиме. С вами общается кто-то из эйчаров.
Последние 30 минут вы пытаетесь кратко изложить описание последних десяти лет своей жизни совершенно постороннему человеку. Возможно, вас также подгружают вопросами на засыпку типа «расскажите о том, как устроен git и как он работает» — и вы стараетесь ответить как можно лучше.
Вы начинаете уставать, но, к счастью, телефонный разговор вроде бы подходит к концу. И тут внезапно вам напоследок задают еще один вопрос:
«И, кстати, на каком уровне вы сейчас в плане зарплаты и на какую зарплату рассчитываете при переходе?»
У вас может возникнуть желание проигнорировать первую часть вопроса и сразу перейти ко второй, но не стоит этого делать. Перво-наперво, следует осознать, что вам задают незаконный вопрос.
(Прим. переводчика: автор статьи работает в Германии. Также о том, что подобные вопросы незаконны, пишут люди из США. Насколько это законно в вашей стране, следует изучить).
Почему в некоторых компаниях по-прежнему задают такие вопросы?
В этом году я потратил очень много времени на поиски работы. Мне хотелось бы сказать, что в технологических компаниях подобные вопросы канули в лету и больше вас не будут спрашивать о вашей текущей зарплате. Но, к сожалению, эта порочная практика все еще существует.
Почему? Потому что она работает.
На удивление много людей в таких вот стрессовых ситуациях честно отвечают на поставленный вопрос и тем самым ухудшают свое положение в переговорах.
Но спрашивать о зарплате незаконно.
Представьте, что вы — интервьюер.
Если у Алисы и Боба похожий уровень навыков и они могут выполнять одинаковую работу, принося одинаковую пользу компании, то какая разница, сколько им платили раньше? Это не имеет никакого значения.
На самом деле этот вопрос нужен для создания эффекта привязки.
Кандидат, озвучивающий свою текущую зарплату, обычно запрашивает у нового работодателя лишь немногим больше, чем получает сейчас.
Эйчар в такой момент довольно потирает руки. Зарплата, на которую рассчитывает кандидат, ниже диапазона, определенного для этой позиции. Значит, он вполне может предложить кандидату на 3 тыс. долларов больше, чем тот просит.
Щедро?
Нет, о щедрости тут речь не идет. На самом деле это самый минимум из вилки зарплат, заранее определенной для этой позиции.
В общем, для вас озвучивание текущей зарплаты не несет никакой выгоды, а вот работодателю это на руку.
Поэтому нужно следовать простому правилу:
Никогда не разглашайте свою текущую зарплату
Просто, правда?
Но я все же еще немного вас озадачу. Вопросы о вашей текущей зарплате на собеседовании это порочная практика, которая должна оказаться на свалке истории. И вы можете этому поспособствовать.
Если вам задают подобные вопросы, рассматривайте это как красный флаг
Компании склонны нарабатывать определенную процедуру найма. И если вас спросили о вашей текущей зарплате, скорее всего других кандидатов тоже пытаются надуть.
Предположим, вы устроитесь в эту компанию. Некоторое время спустя вы разговоритесь с коллегами возле кулера (или возле кофемашины, если вы работаете в Европе) и обнаружите, что некоторым вашим коллегам ужасно недоплачивают.
Кажется ли вам, что это достойное место работы?
«Дополнительные очки» при этом зарабатывает компания, которая декларирует гендерное равенство и прочие ценности. А вы-то знаете, что на самом деле их ценности — знать, что женщинам-разработчикам часто недоплачивают, и использовать это знание, чтобы продолжать им недоплачивать.
Как с этим бороться?
Рекрутер: «И, кстати, какая сейчас у вас зарплата и на какую сумму вы рассчитываете при переходе?»
Вы: «Вы хотите узнать мою текущую зарплату?»
Вы: …
Рекрутер: …
Вы: «Какое это имеет значение?»
Рекрутер: «Это часть нашей стандартной процедуры, после которой…»
Вы: «А, я понял. Спасибо за пояснение. Знаете, я хочу быть откровенным: если бы вы сделали мне оффер, я вряд ли принял бы его. Ваша компания на данный момент не слишком мне подходит. Так что я не хотел бы дальше отнимать ваше время. Но если вы отрегулируете и улучшите вашу процедуру собеседований, можно будет вернуться к обсуждению».
И после этого вы уходите.
Вам кажется, что это как-то сильно радикально?
Посмотрите на это под другим углом. На этапе собеседований компания куда больше мотивирована хорошо с вами обращаться, чем когда вы уже войдете в штат. И если они сейчас так к вам относятся, то что же от них ждать дальше? Не рискуйте и не работайте с ними.
Как насчет людей, у которых нет выбора?
Некоторые люди не могут себе позволить отказывать компании, и не важно, насколько плох там процесс рекрутинга. Как насчет них?
Вот именно потому, что эти люди не имеют выбора, я призываю вас бороться с этой порочной практикой, если у вас выбор есть.
Компании склонны следовать какой-то одной процедуре найма. Поэтому, если кандидаты, пользующиеся высоким спросом, начнут бороться с подобными практиками, хорошие компании изменят свои правила, и от этого выиграют все.
Стоит ли идти на конфронтацию?
Вы можете подумать, что поскольку с вами этот грязный трюк не сработал, то можно пожать плечами и продолжить процесс, как будто ничего и не было. Мне такая позиция вполне понятна, потому что я и сам так поступал вплоть до этого года.
Но затем я понял, что если бы этот грязный трюк не был компании полезен, она бы им и не пользовалась. То есть, даже если со мной это не сработало, этот подход применяли к моим потенциальным будущим коллегам, и их компании удалось надуть.
Хочу ли я работать в компании, где мои коллеги, выполняющие точно такую же работу, получают меньше?
Нет (см. предыдущий раздел).
Что, если у меня нет выбора?
Все равно ни за что не выдавайте свою текущую зарплату.
Это довольно просто: говорите, что вам неудобно разглашать такие сведения, и двигайтесь дальше.
Но все равно имейте в виду, что сам факт подобных вопросов — красный флаг. Если у вас в будущем откроются новые возможности, подумайте о смене работы.
Такая реакция на вопросы о текущей зарплате кажется вполне логичной, не так ли?
Ну, если бы это было так очевидно и все так реагировали, ни одна компания уже не задавала бы подобных вопросов.
Возможно, вам (с вашим опытом) очевидно, что это красный флаг. Но число разработчиков удваивается каждые 4-5 лет. Так что вокруг полно неопытных молодых людей, которые могут угодить в ловушку!
Что рекрутеры думают об этой практике?
Очевидно, что это зависит от того, насколько хорош сам рекрутер. Например, вот выдержки из статьи Сьюзан П. Джойс:
«Спрашивать о текущей зарплате недопустимо, потому что это плата за другую работу, в другом окружении. Кроме того, во многих странах спрашивать подобное вообще незаконно.
(….)
Если вы достаточно храбры (или раздражены), вы можете счесть подобный вопрос оскорбительным и поинтересоваться, зачем компании, которая платит своим сотрудникам честную зарплату, знать, сколько платит другой работодатель.
(….)
При поиске работы вы можете получить подобный вопрос от представителей двух разных групп. Если это спрашивает независимый рекрутер, это может быть приемлемо. Но если такие вопросы задает штатный рекрутер или другой наемный работник вашего потенциального работодателя, это недопустимо».
От редакции Techrocks:
Под оригинальной статьей разгорелась довольно интересная дискуссия. Мы решили, что нашим читателям будут любопытны некоторые комментарии.
Abe Dolinger
У меня есть два заготовленных ответа на подобные вопросы:
- «О, точно, я же как раз собирался вас спросить: а какой бюджет выделен под эту позицию?»
- «Вы, ребята, знаете положение на рынке. Вы хорошие специалисты, так что я уверен, что вы сделаете мне хороший оффер, если я вас заинтересую».
Я считаю, что открытая конфронтация не поможет вам достичь желаемого. Если компания вам интересна, будет мудро дать им шанс сделать вам хороший оффер.
Также я уверен, что нужно непременно знать сумму, которую вы хотели бы зарабатывать, и минимальную сумму, на которую вы согласитесь. (Прим. ред Techrocks: знать, но не озвучивать!) Это спасет вас от неверных решений, принятых под давлением.
Saeed Ahmad
Я хотел бы рассказать о ситуации в Южной Азии. Здесь даже топовые компании интересуются вашей текущей зарплатой, и если вы отказываетесь ее разглашать, они сразу отворачиваются от вас. Дело в том, что здесь зарплата считается одним из критериев оценки ваших технических навыков. Что-то вроде «Если этот кандидат так хорош, то почему же ему так мало платят?»
А когда лидеры индустрии в вашей стране следуют такой практике, у вас не остается выбора.
(Из последующих комментариев становится ясно, что при устройстве на работу в странах Азии нужно принести расчетный лист с прошлой работы. так что соврать про зарплату не получится, — прим. перев.).
Jean-Michel Fayard, автор статьи
(В ответ на вопрос, как же работодателю выстраивать сетку зарплат, если кандидаты не будут озвучивать свои желания).
Ожидаемую зарплату, конечно же, нужно обсуждать на собеседовании. Но если хорошим умным людям на прошлой работе недоплачивали, разве это повод продолжать им недоплачивать, только немножко меньше? Мне так не кажется. Зарплата должна определяться той ценностью, которую кандидат представляет для компании, а не его текущей зарплатой.
Erik Dietrich
Много лет назад этот вопрос был довольно стандартным для собеседований. Я выкручивался следующим образом. Я понял, что у работодателей нет никакой возможности проверить мои слова, особенно если говорить о компенсации «в целом».
Поэтому я брал свою зарплату, прибавлял последний полученный бонус, умноженный на 1,25 (надо исходить из того, что в этом году бонус будет выше), прибавлял пропорциональную ставку зарплаты за отпуск (если больше двух недель), прибавлял сумму, выделяемую на учебу, а также на бесплатные обеды и т. д., и т. п. А потом говорил, что «в целом моя зарплата составляет Х».
А как вы относитесь к подобным вопросам? Что отвечаете? Поделитесь в комментариях!
[customscript]techrocks_custom_after_post_html[/customscript]
[customscript]techrocks_custom_script[/customscript]
После вони про недоплату дженчинкам не стал читать этот мусор
Аноним, тебя надолго хватило ))) , я остановился после «Некоторое время спустя вы разговоритесь с коллегами возле кулера (или возле кофемашины, если вы работаете в Европе)»… Работал в сибирском стартапе, там была своя кухня, кофемашинка и пр. Видимо это статья — крик боли европейцев о той яме в которую они сами себя загнали.
Ну во-первых в России вы на новую работу приносите справку о ваших доходах, чтобы вам на больничном делали нормальные выплаты.
Во-вторых не обязательно отворачиваться от компании при подобном вопросе. Если не хотите отвечать, не отвечайте. Если всё таки решились, то будьте готовы аргументировать почему вы сейчас хотите получать больше.