4 ошибки в коде на Python, которые выдают в вас новичка

Подробный разбор типичных ошибок новичков в Python опубликовал сайт proglib.io. Представляем эту статью вашему вниманию.

Photo by NeONBRAND on Unsplash

Привет! Меня зовут Маша, я уже шесть лет занимаюсь коммерческой разработкой на Python, а ещё пишу задачи и объясняю теорию для студентов курса «Мидл Python-разработчик» от Яндекс.Практикума. По опыту знаю, что начинающий разработчик чаще всего хорошо знает синтаксис языка, но не до конца разбирается с тем, что у Python «под капотом».

В результате программист-джуниор допускает неочевидные ошибки: на первый взгляд, его код написан идеально, но почему-то работает некорректно. Защититься от таких недоразумений поможет только знание нюансов внутренней работы Python. Поэтому сегодня я рассмотрю типичные проблемы, с которыми сталкиваются новички, и предложу несколько вариантов их решения.

1. Полагаетесь на изменяемые типы в значениях по умолчанию

У Python есть прекрасная особенность, а именно возможность задавать значения по умолчанию. Вы можете написать так:

def pow(number, mod=2):
    pass

Или так:

class Cat:
    legs = 4

И вам не придётся каждый раз указывать степень, в которую вы хотите возвести число (пока эта степень – 2), или уточнять количество ног у вашего кота.

В чём подвох? 

Значения по умолчанию работают правильно только с неизменяемыми объектами – строками, числами, frozen-объектами и boolean-типами. Если же вы укажете в качестве значения по умолчанию изменяемый объект, например, listset или dict , то Python не будет ругаться, но преподнесёт вам неприятный сюрприз. Вот один из примеров: кота заводили дома, а он поселился ещё и в офисе:

class House:
    cats = []

my_house = House()
office = House()

my_house.cats.append('Tom')

print(my_house.cats)  # ["Tom"]
print(office.cats)  # ["Tom"]

Чем объясняется проблема? 

Инструкции, объявляющие класс, выполнятся один раз. У всех экземпляров класса House будет ссылка на один и тот же массив – cats.

Такое поведение бывает сложно поймать: если вы создали всего один экземпляр объекта, то, скорее всего, не заметите проблему. Но столкнётесь с ней позже.

Как решить проблему? 

Привыкайте вместо значений по умолчанию указывать None:

class House:
    cats: list = None
    
    def __init__(self):
        self.cats = []

my_house = House()
office = House()

my_house.cats.append('Tom')

print(my_house.cats)  # ["Tom"]
print(office.cats)  # []

Тогда код будет работать корректно, и все коты останутся на своих местах!

2. Вызываете функцию в значении по умолчанию

Продолжаем разбираться с магией значений по умолчанию, а точнее – с вызовом функции. Представьте себе, что вы установили дома умную камеру и настроили её так, чтобы она записывала действия всех, кто появляется в её поле зрения, в текстовый файл. Ваша функция будет выглядеть так:

from datetime import datetime

def create_log_entry(user, action, time=datetime.now()):
    return f'{time}: {user} {action}'

После этого вы, спокойные и довольные собой, ушли на работу.

В чём подвох? 

Вернувшись домой, вы решили проверить, как записалось каждое событие, посмотреть актуальные даты и описания. Ожидание:

create_log_entry('Алла', 'вышла из дома')
'2020-09-14 15:20:03.333333: Алла вышла из дома'
create_log_entry('Том', 'поймал мышь')
'2020-09-14 15:25:12.795328: Том поймал мышь'
create_log_entry('Адорианец', 'заварил кофе')
'2020-09-14 15:40:33.173500: Адорианец заварил кофе'
create_log_entry('Агент Кей', 'применил нейралайзер')
'2020-09-14 15:41:48.922357: Агент Кей применил нейралайзер'

Реальность – все события как будто произошли в одно и то же время:

create_log_entry('Алла', 'вышла из дома')
'2020-09-14 15:20:00.333333: Алла вышла из дома'
create_log_entry('Том', 'поймал мышь')
'2020-09-14 15:20:00.333333: Том поймал мышь'
create_log_entry('Адорианец', 'заварил кофе')
'2020-09-14 15:20:00.333333: Адорианец заварил кофе'
create_log_entry('Агент Кей', 'применил нейралайзер')
'2020-09-14 15:20:00.333333: Агент Кей применил нейралайзер'

Чем объясняется проблема? 

Это произошло из-за того, что datetime.now сработал всего один раз – в тот момент, когда интерпретатор встретил объявление функции конструкцией def create_log_entry. Python запомнил, какая дата и время были на момент запуска программы, и постоянно использовал это значение.

Как её решить? 

Чтобы время вычислялось каждый раз при вызове вашей функции, нужно перенести вычисления в тело функции:

from datetime import datetime

def create_log_entry(user, action, time=None):
    time = datetime.now() if time is None else time
    return f'{time}: {user} {action}'

Так вы всё-таки узнаете, во сколько Том и Адорианец пили кофе и когда агент Кей ворвался к вам домой со своим нейралайзером.

3. Используете одновременно int и bool как ключи dict

Предположим, вы решили написать простой переводчик с компьютерного языка на человеческий для своего умного дома. Вам нужно, чтобы True отображалось как «Правда», False – как «Ложь», а 1 и 0 переводились как «Есть» и «Нет». Зафиксируем все переводы в словаре:

vocabulary = {
    True: "Правда", 
    False: "Ложь",
    1: "Есть",
    0: "Нет"
}

В чём подвох? 

В этом словаре используется четыре разных ключа. Проверим, действительно ли всё работает корректно:

print(vocabulary[True])     # 'Есть'
print(vocabulary[False])    # 'Нет'
print(vocabulary[1])        # 'Есть'
print(vocabulary[0])        # 'Нет'

Кажется, что-то пошло не так. Давайте заглянем в сам словарь:

print(vocabulary)           # {True: 'Есть', False: 'Нет'}

Из него пропали два варианта перевода, а те, что остались – неверные.

Чем объясняется проблема? 

Чтобы разобраться в произошедшем, нужно понимать две вещи: что такое класс bool и как работает словарь.

  1. Класс bool, добавленный в Python 2.3, реализован как наследник класса int. То есть глобальные объекты True и False – всего лишь два экземпляра класса bool, представляющие собой 1 и 0. В этом классе переопределены методы __repr__ и __str__, которые отвечают за отображение экземпляра, но «под капотом» они остаются простыми цифрами. Это можно проверить, сравнив True и число. Зная это, вы можете использовать boolean-переменные в математических выражениях. Но я так поступать не рекомендую: как сказано в дзене Python (вы можете прочитать его, введя в интерпретатор import this), «читаемость имеет значение». Подробнее о реализации boolean можно прочитать в PEP-0285.
  2. Также внутри словаря находится hash-таблица: то есть все новые ключи, которые добавляются в словарь, проходят через hash-функцию, и именно она определяет, где расположить элемент в памяти. Таким образом, поиск и вставка данных становятся намного быстрее, чем в обычном массиве. Если хочется узнать больше подробностей о работе словарей в Python, рекомендую заглянуть на stackoverflow.

Как решить проблему? 

Для корректной реализации переводчика следует привести все ключи к одному типу данных – str.

vocabulary = {
    "True": "Правда", 
    "False": "Ложь",
    "1": "Есть",
    "0": "Нет"
}

Hash-функции ключей перестанут совпадать, и ответ словаря будет таким, как мы хотели, – общий язык с умным домом всё-таки будет найден:

vocabulary[str(True)]   # "Правда"

4. Используете set для ускорения вычислений

Среди разработчиков бытует распространённое мнение, что поиск элемента в set работает быстрее, чем в list. Поэтому нередко можно встретить следующий вариант кода:

animals = ['cat', 'dog', 'bird', 'mouse', 'rat', 'elephant']

# <какой-то код, дополняющий или модифицирующий список>
if 'dog' in set(animals):
    # <дальнейшие вычисления>

В чём подвох? 

Рассмотрим конструкцию с точки зрения интерпретатора:

animals = ['cat', 'dog', 'bird', 'mouse', 'rat', 'elephant']

animals_set = set(animals)  
# Нужно пройтись по всем элементам list и добавить каждый из них в set (cложность: O(n))
if 'dog' in animals_set:  # Нужно найти элемент во множестве O(1)
    # <дальнейшие вычисления>

Без оптимизации интерпретатор остановил бы поиск на втором элементе, но код заставил его сначала пройтись по всему списку, а потом выполнить дополнительное действие с set. В итоге вместо двух шагов получилось семь – никакого ускорения, только дополнительные расходы на память!

Чем объясняется проблема? 

Прежде всего – разной природой list и set. При объявлении типа list резервируется участок памяти, в котором будут храниться ссылки на другие данные в памяти. Список может хранить ссылки на любые объекты: строки, числа, другие массивы и даже на самого себя. Все объекты в списке хранятся последовательно.

Чтобы найти нужный элемент, интерпретатор последовательно идёт по ссылкам, начиная с первой, и сравнивает объект с искомым: найдя нужные данные, он останавливает поиск. Чем длиннее список, тем больше времени занимает процесс. В O-нотации это записывается как O(n).

set, так же, как и list, хранит элементы, но работает принципиально иначе. Во-первых, он содержит в себе только уникальные элементы, во-вторых, в нём нельзя хранить изменяемые структуры, и, наконец, в-третьих, данные будут размещены не в заданном вами порядке, а в наиболее удобном для Python.

Так как расположение в множестве определяется содержимым элемента, поиск по set и правда работает гораздо быстрее. Выполняя команду x in set_y, интерпретатору нужно взять hash-функцию от x и посмотреть, есть ли в set_y данные по полученному адресу. Никакого последовательного просмотра элементов и нудного сравнения!

O-нотация называет такую сложность O(1): вне зависимости от размеров множества поиск будет происходить за одинаковое количество времени.

Как решить проблему? 

Звучит банально, но правильнее было бы не мудрить и воспользоваться обычным поиском.

animals = ['cat', 'dog', 'bird', 'mouse', 'rat', 'elephant']

if 'dog' in animals: 
    # <дальнейшие вычисления>

Как говорится в дзене Python, «простое лучше сложного».

Советы для новичков в Python

Пожалуй, самый главный совет, который стоит дать специалистам-джуниорам, только начинающим свою карьеру в Python, – это не только зубрить основы, но и заглядывать внутрь инструмента, которым вы пользуетесь.

Чтобы не оказаться тем самым новичком, у которого ничего не работает, я советую:

  1. Прочувствовать на себе дзен Python. Мало прочитать, что «простое лучше, чем сложное»: важно применять этот принцип на практике и не создавать себе дополнительных трудностей.
  2. Зрить в корень. Про типы, классы, структуры данных и операции с ними рассказывают на первых уроках по программированию. Ваша задача – выяснить не только «для чего они используются» и «что могут», но и «как они работают».
  3. Не соблазняться фрилансом. В начале пути вам точно стоит поработать в компаниях с высокой инженерной культурой. Так вы сможете перенимать опыт от людей, которые умеют и любят писать хороший код, а не набивать шишки самостоятельно.

От редакции Techrocks. Возможно, вам также будут интересны другие наши статьи:

[customscript]techrocks_custom_after_post_html[/customscript]

[customscript]techrocks_custom_script[/customscript]

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх