Типичные ошибки новичка: как выучить язык программирования

типичные ошибки новичка в программировнии

Ошибка 1. Учить язык как самоцель.

Многие, услышав, что разработка — перспективное направление, начинают учить первый попавшийся язык, выбирая его по популярности или по степени легкости. Но программирование — это, в первую очередь, инструмент, поэтому сначала стоит определиться, зачем вам этот навык. Важно понять, чем вы хотите заняться: например, Swift нужен для iOS-разработки, Java и Python — для веб-разработки, а С++ — для создания высоконагруженных систем. 

Конечно, всегда можно переучиться, а делать это, когда владеете базовыми знаниями, гораздо проще. Но при таком переходе больше вероятность растерять мотивацию и так и не освоить язык до конца, особенно, если вы в начале пути.

Ошибка 2. Начинать с синтаксиса.

Сразу же погружаться в конкретные правила написания кода на том или ином языке не стоит, лучше начинать с базовых упражнений на математику и логику, например, из «Учебника логики» Георгия Челпанова. Так вы научитесь декомпозировать большие и сложные задачи на мелкие простые шаги. А это важное умение не только для разработки, но и для жизни и работы в общем. После этого можно пройти дополнительный курс, где объясняют основы синтаксиса: как располагать строки и сочетать друг с другом команды, как структурировать код и какие символы для этого использовать.

Новичкам важно следовать принципу «от простого к сложному». Тем, кто с нуля изучает программирование, пригодятся Хендбуки от Академии Яндекса — бесплатные онлайн-учебники, с помощью которых можно изучить Python, C++ или основы машинного обучения. В них можно следить за своим прогрессом, а теория гармонично дополняется практикой. Хендбуки можно проходить по порядку, а можно сосредоточиться на конкретных главах или изучить только базовые темы в выбранной области. Каждый выбирает свой формат.

Ошибка 3. Учиться на абстрактных примерах.

Программирование в большей степени осваивается опытным путем, поэтому лучше всего сразу тренировать навыки на какой-нибудь практической задаче — пет-проекте. Если хотите разрабатывать игры, не обязательно с первых строк кода ставить амбициозные цели и делать условного «Ведьмака 3», можно начать со «Змейки» или «Тетриса». 

Идею для проекта можно взять и из жизни — наверняка, у вас есть несколько рутинных неудобных процессов, которые можно оптимизировать. Например, создайте свое персональное приложение, которое поможет вам и вашей семье управлять тратами и планировать бюджет. В процессе разработки будут возникать ошибки и вопросы, ответы на которые придется искать в интернете. Как правило, они общие, поэтому все, что вы узнаете и изучите, пригодится в будущем. 

Ошибка 4. Не учиться на чужих ошибках.

Большинство задач, с которыми вы столкнетесь по ходу учебы, а иногда и работы, уже решал кто-то до вас (не всегда правильно). Тем не менее, при работе с пет-проектом, когда вы не ограничены сроками, можно сначала придумать собственное решение какой-то задачи, а потом почитать, как это делают другие. Пробуйте применять их методы, а если столкнетесь с чужой ошибкой, то ищите ответ снова, пока не получится.

Вполне возможно, что в результате родится симбиоз общепринятого решения и вашего. Для таких экспериментов стоит изучить систему контроля версий, чтобы «играться» в разных ветках и не бояться откатываться при ошибке.

Ошибка 5. Учиться нерегулярно.

Главное в любом обучении — периодичность. При этом перегружать себя точно не стоит, иначе рискуете очень быстро выгореть. Важно найти баланс и создать для себя комфортный, но интенсивный график. Попробуйте выделить 3-4 дня в неделю, в которые по 2-3 часа будете заниматься программированием. Это оптимальное время, чтобы постепенно и легко овладеть новым навыком.

Ошибка 6. Не соблюдать чистоту кода.

В программировании важен системный подход, поэтому старайтесь сразу придерживаться определенного стиля. Когда код написан хорошо, его проще переиспользовать. Многие берут готовые стандарты оформления и адаптируют под себя. Например, в Python есть PEP 8. В нем до сих пор максимальная длина строки — 80 символов, это ограничение появилось, когда мониторы были «пузатыми» и 15-дюймовыми. Теперь этого мало, поэтому многие ставят 120 символов и пишут код со спокойной душой.

Главное — не забывать оставлять пометки, чтобы как минимум самим понимать, что вы написали. Не ленитесь делать понятные описания, почему вы применили именно такое решение в каждом конкретном случае. Допустим, у вас в коде может появиться выражение, которое по какой-то причине вы решили умножить на 14,2. Через месяц вы уже, скорее всего, не вспомните, почему поставили такую константу. Комментарии не только повышают читаемость кода, но и побуждают нас еще раз подумать и рассказать самому себе, что он делает. Иногда такой подход дает неожиданный результат, вроде разговора с воображаемым утенком.

1 комментарий к “Типичные ошибки новичка: как выучить язык программирования”

  1. Вадим

    Согласен! Все 6 пунктов в точку!
    Но главным я бы поставил пункт 3. Лучший способ учиться программированию — писать конкретный пет-проект. По сути, писать то, что хотел бы давно иметь, но нигде не нашел. Пусть по началу трудно и не понятно. Но постепенно, пункт за пунктом будет получаться. И обучение даст эффект.
    Потом, глядишь, и пет-проект превратится в успешный коммерческий продукт. Как знать? 🙂

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх