Научитесь говорить «нет»

Нужно ли помогать коллегам

Как разработчик программ, вы можете иметь больше навыков, чем “просто” умение писать код. Возможно, вы занялись какими-то побочными проектами и для них вам нужна была какая-то графика или некий дизайн. Вы могли бы нанять профессионального дизайнера или художника для выполнения этих работ, но это могло оказаться слишком дорого. Поэтому вам пришлось искать доступные ресурсы в интернете или создать собственные.

Удивительно, но теперь вы знаете больше, чем раньше. И, верите или нет, но эти знания имеют ценность на позиции программиста в офисе. Но с ними нужно быть осторожным.

Моделируем ситуацию

Скажем, вы — веб-разработчик. У вас есть некоторый опыт full stack разработки, так что вы можете работать и с фронтендом, и с бэкендом, но предпочитаете последний, и ваша должность, собственно, с ним и связана.

Представьте теперь, что вам нужен определенный дизайн из отдела дизайна, который вы можете реализовать, протестировать и завершить задание. Поскольку в настоящее время в дизайнерской команде все заняты, у вас есть две возможности: подождать дизайнера или создать собственную поделку. Последнее почти всегда срабатывает и обычно занимает меньше времени. Вы создали этот объект, ваши реализации работают и все счастливы. Беремся за следующую задачу.

Но что это? Кто-то из сотрудников заметил ваше умение. Теперь ему тоже нужен дизайн, но, к сожалению, он не может ни к кому пробиться. Слава богу, что есть вы. Конечно, вы поможете дорогому коллеге.

«Можешь просто сделать маленький дизайн? Тот, что ты делал, выглядел вполне хорошо. Это всего лишь для маленькой презентации, ничего особенного. Это ж не займет много времени? Так ты мне поможешь?» – ЧЕРТ, НЕТ!

Я не буду это делать! Конечно, так вы не ответите. Вы или окажетесь слишком заняты или сошлетесь на отдел дизайна. Будьте дружелюбны. Если это не сработает, объясните, что вам нужно посоветоваться со своим начальником, чтобы решить, можете ли вы делать этот дизайн. Скорее всего после этого вы сможете вернуться к программированию.

Такие ситуации случаются довольно часто. Ты знаешь фотошоп? О, можешь сделать этот баннер? Ты разбираешься в PowerPoint? Не мог бы ты взглянуть на эти слайды, я не знаю, что с ними не так. О, и принтер не работает, не мог бы ты посмотреть?

Послушайте. Я знаю, что мы, разработчики, – «технические ребята». Ботаники, гики, компьютерщики или как там еще нас называют. Но на каждый случай в вашей компании есть соответствующий человек. Принтер не работает? Позвоните настоящим технарям. WiFi упал? Идите к админам. И, конечно, для всех дизайнерских штук есть дизайнеры.

Если это и впрямь пятиминутное дело, конечно, вы можете помочь и поможете. Но если это нечто большее (а в большинстве случаев так и есть), вам нужно научиться говорить «нет».

Я знаю, это звучит так, будто я рекомендую никогда не помогать коллегам. Это совершенно не так. Вы должны помогать в меру возможностей, когда это необходимо, особенно внутри вашей команды. Опять же, вам стоит также помогать людям из других отделов, когда вы знаете, что это займет не больше 10 минут. Если дольше – каждый поймет, если вы объясните, что вам нужно закончить собственные задачи.

Ни одно доброе дело еще не осталось безнаказанным

Я просто хочу, чтобы вами не начали пользоваться. Люди заметят, что вам легко можно перепоручить задачу, даже если она вне сферы вашей ответственности. В лучшем случае вы просто потеряете некоторое время и получите больше стресса, когда подойдут собственные дедлайны. При худшем сценарии вы несколько раз пропустите дедлайны, будете плохо выглядеть на совещаниях и в конечном итоге потеряете работу.

Это уже слишком. Если вы уже находитесь в такой ситуации, вам следует, конечно, поговорить со своим боссом. Ваш начальник вас поймет и вместе вы найдете решение. Конечно, в следующий раз, когда кто-то захочет озадачить вас чем-то, не соответствующим вашей должности, вам нужно будет объяснить этому сотруднику, что он должен сначала обратиться к вашему боссу, и что вы слишком заняты собственными задачами по разработке.

Однако, если ваш начальник вас не понимает и только кричит, у вас могут быть другие проблемы и вам стоит подумать о своей работе в целом.

Поэтому в следующий раз, когда захотите выполнить что-то, чего нет в вашем списке дел, задумайтесь о последствиях. У вас есть право сказать «нет».

***
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
[customscript]techrocks_custom_after_post_html[/customscript]
[customscript]techrocks_custom_script[/customscript]

1 комментарий к “Научитесь говорить «нет»”

  1. О, Говорить «Нет» — для меня самое сложное. Нужно взяться за это всерьез иначе приходиться работать в убыток себе. Спасибо за статью.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх