Перевод статьи «You ask business people questions but you do it without respect».
Когда вы начинаете карьеру разработчика-фрилансера, ваш первый крупный проект меняет правила игры. Большие проекты приносят больше денег и, неизбежно, больше проблем. Как не завалить все из-за недостатков коммуникации?
На то, чтобы научиться видеть вещи такими, как они есть, уходят годы. А пока не научитесь, вам будет сложно понимать нужды клиентов, вы будете недооценивать количество времени, необходимое для выполнения проектов, пропускать дедлайны и терять доверие и деньги. Это часть процесса становления, но вы можете ее сократить, более тщательно обсуждая новые проекты.
Я составил список вещей, которые стоит обсудить с клиентом. При составлении этого списка я руководствовался собственным опытом оценки более ста проектов веб- и мобильной разработки (и это были разные проекты, разработка которых длилась от недели до пяти лет).
Шаг 1: подготовка
Стоит ли вообще браться за проект? Согласен ли клиент на ваши условия? Чтобы это выяснить, нужно ответить на следующие вопросы:
- Могу ли я это сделать?
- Сколько времени мне на это понадобится?
- Сколько я должен взять за эту работу, чтобы суметь завершить проект, даже если что-то пойдет не так? (А оно всегда идет не так).
На этом этапе вы, вероятно, не сможете потратить много времени на сбор информации, но вы определенно можете созвониться с потенциальным клиентом. Что вы должны сделать?
Прежде чем позвонить, подготовьтесь: прочтите всю документацию (если она есть), изучите несколько похожих проектов. Затем придерживайтесь следующего плана:
- Спросите о целях проекта.
- Спросите об edge cases, поинтересуйтесь, почему клиент видит вещи именно так, каковы причины для этого.
- Задайте любые вопросы, ответы на которые вам не удалось найти в документации.
- Опишите клиенту свое видение (понимание) проекта, внимательно прислушиваясь к его реакции.
- Постарайтесь увидеть потенциальные технические проблемы, а также проблемы, связанные с дизайном или бизнесом.
- «Обновите» свое видение проекта, согласуйте его с клиентом. Это будет тот вариант проекта, который вы будете оценивать.
- Обсудите, какие основные части сайта / приложения / сервиса нужно оценить сначала, вынося (пока) все остальное за скобки. (Всегда начинайте с ключевых частей проекта).
После завершения телефонного разговора сразу все запишите. Затем, если это возможно, подождите до следующего дня. Просто ждите, пускай все уляжется. Таким образом у вас будет более незасоренный взгляд на вещи, да и клиент может еще прислать какую-то дополнительную информацию.
Вы все еще хотите получить этот заказ?
Шаг 2: оценка
Напишите ответ со своими подсчетами, придерживаясь следующего шаблона:
- Изложите описание проекта.
- Напишите цели проекта.
- Напишите, чем он вам нравится.
- Опишите функционал проекта. Упомяните потенциальные проблемы.
- Создайте карту проекта, понятную обычному человеку.
- Если есть время, поработайте над базовыми user stories.
- Опишите, каким образом вы планируете создать этот проект, какие будут главные этапы, какова ваша стратегия релиза.
- Напишите, какие ресурсы вам нужны, чтобы выполнить задачу.
- Изложите свои предварительные расчеты времени и бюджета, основанные на задачах и ресурсах. Не упрощайте, но и не будьте излишне пессимистичны.
Ваш ответ может быть более или менее развернут, в зависимости от того, насколько вам нравится (или насколько вам нужен) этот проект.
По возможности всегда давайте ответ лично или путем видеосвязи.
После нескольких тренировок вы получите крупный проект, в котором будете уверены и вы, и клиент, и который станет значительным шагом в вашей карьере.
[customscript]techrocks_custom_after_post_html[/customscript]
[customscript]techrocks_custom_script[/customscript]