Как фрилансеру обсуждать проекты с заказчиками: полезные советы

Перевод статьи «You ask business people questions but you do it without respect».

Что нужно обсудить с клиентом перед началом проекта

Когда вы начинаете карьеру разработчика-фрилансера, ваш первый крупный проект меняет правила игры. Большие проекты приносят больше денег и, неизбежно, больше проблем. Как не завалить все из-за недостатков коммуникации?

На то, чтобы научиться видеть вещи такими, как они есть, уходят годы. А пока не научитесь, вам будет сложно понимать нужды клиентов, вы будете недооценивать количество времени, необходимое для выполнения проектов, пропускать дедлайны и терять доверие и деньги. Это часть процесса становления, но вы можете ее сократить, более тщательно обсуждая новые проекты.

Я составил список вещей, которые стоит обсудить с клиентом. При составлении этого списка я руководствовался собственным опытом оценки более ста проектов веб- и мобильной разработки (и это были разные проекты, разработка которых длилась от недели до пяти лет).

Шаг 1: подготовка

Стоит ли вообще браться за проект? Согласен ли клиент на ваши условия? Чтобы это выяснить, нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Могу ли я это сделать?
  2. Сколько времени мне на это понадобится?
  3. Сколько я должен взять за эту работу, чтобы суметь завершить проект, даже если что-то пойдет не так? (А оно всегда идет не так).

На этом этапе вы, вероятно, не сможете потратить много времени на сбор информации, но вы определенно можете созвониться с потенциальным клиентом. Что вы должны сделать?

Прежде чем позвонить, подготовьтесь: прочтите всю документацию (если она есть), изучите несколько похожих проектов. Затем придерживайтесь следующего плана:

  1. Спросите о целях проекта.
  2. Спросите об edge cases, поинтересуйтесь, почему клиент видит вещи именно так, каковы причины для этого.
  3. Задайте любые вопросы, ответы на которые вам не удалось найти в документации.
  4. Опишите клиенту свое видение (понимание) проекта, внимательно прислушиваясь к его реакции.
  5. Постарайтесь увидеть потенциальные технические проблемы, а также проблемы, связанные с дизайном или бизнесом.
  6. «Обновите» свое видение проекта, согласуйте его с клиентом. Это будет тот вариант проекта, который вы будете оценивать.
  7. Обсудите, какие основные части сайта / приложения / сервиса нужно оценить сначала, вынося (пока) все остальное за скобки. (Всегда начинайте с ключевых частей проекта).

После завершения телефонного разговора сразу все запишите. Затем, если это возможно, подождите до следующего дня. Просто ждите, пускай все уляжется. Таким образом у вас будет более незасоренный взгляд на вещи, да и клиент может еще прислать какую-то дополнительную информацию.

Вы все еще хотите получить этот заказ?

Предварительные подсчеты

Шаг 2: оценка

Напишите ответ со своими подсчетами, придерживаясь следующего шаблона:

  1. Изложите описание проекта.
  2. Напишите цели проекта.
  3. Напишите, чем он вам нравится.
  4. Опишите функционал проекта. Упомяните потенциальные проблемы.
  5. Создайте карту проекта, понятную обычному человеку.
  6. Если есть время, поработайте над базовыми user stories.
  7. Опишите, каким образом вы планируете создать этот проект, какие будут главные этапы, какова ваша стратегия релиза.
  8. Напишите, какие ресурсы вам нужны, чтобы выполнить задачу.
  9. Изложите свои предварительные расчеты времени и бюджета, основанные на задачах и ресурсах. Не упрощайте, но и не будьте излишне пессимистичны.

Ваш ответ может быть более или менее развернут, в зависимости от того, насколько вам нравится (или насколько вам нужен) этот проект.

По возможности всегда давайте ответ лично или путем видеосвязи.

После нескольких тренировок вы получите крупный проект, в котором будете уверены и вы, и клиент, и который станет значительным шагом в вашей карьере.

[customscript]techrocks_custom_after_post_html[/customscript]

[customscript]techrocks_custom_script[/customscript]

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх